Да дело же не в антисемитизме, как таковом. Мне приходилось встречать антисимитов среди киргизов села Озгёрюшь Токтогульского района, никогда не встречавших ни одного еврея(тогда я не знал, что еврей%-)Если пытаться по антисемитским высказываниям вычеркивать из культуры композиторов, писателей , художников - вычеркивать придется 99%. А именно из-а второй части Вашего поста. Человечество движется от букашки, винтика, раба - к Человеку. Или, по Ницше - к надчеловеку. А музыка Вагнера, опять же . по мнению Ницше - движение в обратную сторону. И душа, стремящаяся туда же , вперед и вверх, к свободе, это очень остро чувствует, если вообще способна чувствовать. С тех давних пор, когда меня пытался приучить к Вагнеру, я стал интересоваться людьми, любящими эту музыку (кстати, их очень мало). Мои наблюдения совершенно ненаучные, показывают, что это люди, рвущиеся к власти над другими. Вот такая, странная общая черта. И наоборот. Бегущие от власти над другими, стремящиеся попытаться только обуздать себя, свое злое начало, (простите мне этот религиозный термин) таких мне повезло встретить много, ненавидят музыку Вагнера. Без связи с его антисемитизмом(большая часть этих людей не евреи). Подчеркиваю, не то, что не любят - ненавидят.Наверное, это звучит наивно,смешно, но я не боюсь показаться смешным и любимый фильм "Тот самый Мюнхаузен"%-)
Однозначно, что дело не в его отношении к евреям, а отношение к ЧЕЛОВЕКУ. Он же прославляет не просто дух Человека, перенесшего много трудностей, лишений, но не потерявшего моральных ценностей, а ТЕВТОНСКИЙ дух Правителя Миром, без сантиментов и "слюней"! А это всегда страшно. Не все его оперы несут эту идею, на каком-то отрезке его творческого пути в нем еще оставалось что-то человеческое. А "мюнхаузен" совсем неплох :)
Я не силен в его операх. То. что слышал. было на немецком, а я даже идишь не знаю, даже "абысале"%-)Но верю Ницше и Вам. Дух правителя миром, без сантиментов и слюней(полная противоположность сентиментальному автору "Заратустры") - это страшно. Это то, что мы наблюдаем(слава Б-гу) со стороны в современной России. Как сказал Аркадий Бабченко "У Путина нет своих..." думаю, что отрезок его человеческого пути обрывается на том Барейте, с которого сбежал автор "Человеческого..слишком человеческого". Вы только попытайтесь понять - Ницше вытащил Вагнера из небытия. Двадцатипятилетний пацан(правды ради - уже профессор Базеля) делает имя и вытаскивает из нищеты и безивестности пятидесяти двух летнего композитора, чьи произведения ВСЕ были в стол.Может быть, в то время у него было что-то человеческое в произведениях. И представьте себе, через несколько лет, Ницше, обнаруживающего то, что Вы сейчас написали, что тот, кого ты вытащил - готовит страшное Европе. Отношение Ницше к Европе - единственные его ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ отношения с Женщиной. Лу Саломе -не в счет. Он поплатился здоровьем, но порвал с вагнерами. Мне больно, что через сто тридцать лет мы обсуждаем исполнение вагнера в Израиле.
Reply
Не все его оперы несут эту идею, на каком-то отрезке его творческого пути в нем еще оставалось что-то человеческое.
А "мюнхаузен" совсем неплох :)
Reply
думаю, что отрезок его человеческого пути обрывается на том Барейте, с которого сбежал автор "Человеческого..слишком человеческого". Вы только попытайтесь понять - Ницше вытащил Вагнера из небытия. Двадцатипятилетний пацан(правды ради - уже профессор Базеля) делает имя и вытаскивает из нищеты и безивестности пятидесяти двух летнего композитора, чьи произведения ВСЕ были в стол.Может быть, в то время у него было что-то человеческое в произведениях. И представьте себе, через несколько лет, Ницше, обнаруживающего то, что Вы сейчас написали, что тот, кого ты вытащил - готовит страшное Европе. Отношение Ницше к Европе - единственные его ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ отношения с Женщиной. Лу Саломе -не в счет. Он поплатился здоровьем, но порвал с вагнерами. Мне больно, что через сто тридцать лет мы обсуждаем исполнение вагнера в Израиле.
Reply
Leave a comment