Коронный проект Дворжака

Jul 21, 2020 23:38

У этой истории есть несколько предысторий.
Предыстория первая:
Практически любой музыкант, или во всяком случае скрипач, когда его спрашивают "Что Вы больше всего любит играть?", "Что Вас интересует?" или "Что бы Вы хотели?" отвечает - камерная музыка. Трудно объяснить почему. Наверное, идеальное сочетание сольной партии с совместным сопереживанием с друзьями. 
Но к большому сожалению, именно для камерной музыки, у нас меньше всего возможностей. Пока ты ученик - достаточно того, что ты будешь третьим в своём потоке, и всё проходит мимо тебя, ведь в квартет нужны только два скрипача, а в трио и вовсе один. В студенческие годы происходит нечто подобное - самые "крутые" на курсе получают все интересные камерные составы, а если ты обычный, то играешь какие-то "левые" произведения, особенно если есть нехватка альтистов или виолончелистов.  А когда ты уже профессионал, то тебя просто спрашивают "сколько платят", а что можно играть для чего-то бОльшего…нет, это уже совсем другая история. Непрофессиональная.
В общем я всегда хотела играть больше камерной музыки, и у меня всегда было для этого не так много возможностей.

Предыстория вторая:
Раз в год мы, точнее я, выбираем какой-нибудь цикл произведений, и играем его целиком. Есть два условия - мы играем абсолютно все части и должны быть задействованы абсолютно все ученики. Так любой участник, даже самый маленький, ощущает себя частью чего то крупного и настоящего. Если кто-то не может прийти на концерт, значит мы переносим дату - произведение должно быть сыграно целиком. Это у нас называется "годовой проект", и уже были сыграны "44 дуэта" Бартока , "Детский альбом" Чайковского, "Двухголосные инвенции" Баха, "Дуэты " Шостаковича, "14 лёгких дуэтов" Хиндемита и "12 лёгких дуэтов" Моцарта.

Предыстория третья:
В прошлом году, я устроила ученикам проект "Вокруг Вивальди" (просто проектм а не "годовой проект").  Мы исполняли и сонаты, и трио сонаты, и два концерта - для двух скрипок и для трёх скрипок. Часов аккомпанемента, как всегда, не хватало, и чтобы сэкономить драгоценные часы, вторые части концертов и трио сонаты мы исполняли с basso continuo. Виолончели у нас не было, но для basso continuo я придумала использовать альт вместе с собой. Я не альтистка, но партию выучила.  Прозвучало очень хорошо. И тут меня осенило.

Соединив историю номер один, историю номер два и номер три, я подумала, что можно играть камерную музыку в составе две скрипки и альт. Два ученика и я.  Не долго думая, я зашла на сайт imslp, чтобы проверить,  а есть ли трио для такого необычного состава. Причём желательно не безызвестного композитора. И выяснилось, что есть несколько произведений, а у Дворжака есть даже два трио, которые в оригинале были написаны для двух скрипок и альта. А так как я каждый год делаю "годовой проект", то всё было решено. Мы играем два трио Дворжака, в каждой части я задействую двух учеников и себя с альтом.
Дальше начинался пазл. Для каждой конкретной части нужно было выбрать двух учеников. Причём желательно, чтобы у них были смежные уроки, тогда можно делать репетиции на пересечении двух уроков. А ещё каждый должен был играть хотя бы один раз первую скрипку. Для опыта, ну а главное, чтобы не было претензий от родителей. И желательно, чтобы партия им хоть как то подходила по силам. Ну и чтобы до конца года не бросил, не переругался с напарником, не поменял время урока, и ещё куча не. А, ну и мне нужно было овладеть альтом, но тут я хотя бы зависела только от себя. И от альта, который одолжила в школе.
Идея "Дворжаков" была воспринята учениками с энтузиазмом. Ноты были розданы, партии поделены. Месяца через два энтузиазм всё ещё был на высоте - идея классная, ноты все скопировали и даже положили в папки. Правда ещё не учили, но это же не сольные произведения, чё там играть то….Зато я прочитала историю создания этих трио и мой рассказ и энтузиазм обретали более конкретные формы.
В январе стало понятно, что если не начать закручивать гайки, а точнее плотно не учить на уроке партии, то классная идея умрёт в классе. Мы начали зубрить двойные ноты со старшими, более начинающие считали шесть восьмых с четырьмя диезами одновременно, а программист с Интеля пытался просто не сбиться. Я твёрдо решила, что перед Песахом мы выступаем, проекты нужно доводить до конца. Не важно, пусть не идеально, но нужно это сделать. 30 марта - вот дата концерта.
31го марта мы благополучно оттачивали двойные ноты в скайпе, а в зуме считали злополучные шесть восьмых.
Когда мы вернулись в реальную жизнь, все были уверены, что никаких Дворжаков у нас не будет, год пропал. Но я то упряма, как осёл, рассказ готов, и потом мы же уже столько сил потратили. Трио можно играть на расстоянии в два метра, ограничим зрителей - только одну маму на ученика. Главное, чтобы никого из участников не загнали в карантин, а то в самом прямом смысле у нас все незаменимы. Нельзя же играть трио без третьего, или не все части.  На всякий случай я назначила четыре даты концерта - на случай карантина.
Ну в общем…..да, иногда всё таки бывает, что все карты ложатся. Просто нужно продолжать их сдавать.

На следующий год Бетховен в одной школе и Эльгар в другой.

image Click to view

Работа - это вам не на баяне играть., Приколы от учеников, Педагогика

Previous post Next post
Up