Есть в Польше традиции, которые заставляют замереть прямо посреди Речи Посполитой в глубоком пардоне. Сегодня я расскажу вам об одной такой юной традиции, начало которой восходит к рубежу 20-21 вв., а предпосылки к ее формированию уходят глубоко в песок столетий.
Если вы когда-нибудь бывали в польских городах, то возможно замечали латки, на которых продают деревянные фигурки евреев модели "хасид" и небольшие картинки, изображающие седобородого аида в кипе или шляпе, считающего деньги. В первый мой приезд в Польшу, увиденное меня здорово не порадовало. "Ага, как же - подумала я - своих евреев всех вывели, а теперь на их изображениях зарабатывают" - и была я в этот момент как никогда далека от истины. Т.е. конечно зарабатывают, но это вообще не главное в данной истории.
Дело в том, что эти фигурки выполняют функцию... еврея-домового. Они так и называются "Еврей на счастье" (для русско-еврейского уха оно еще лучше звучит - Żyd na szczęście) и населяют очень многие польские дома и фирмы. Существуют два основных вида "домового еврея" - это "еврей с денежкой" (żyd z pieniążkiem) и "еврей с лимоном (żyd z cytryną)" - первый обеспечивает в польском доме финансовый достаток, а второй - продовольственное разнообразие и здоровье.
![](http://images45.fotosik.pl/1291/389490b694752dd1.jpg)
Если вы окунетесь в пучину полонета и поищите информацию о данном явлении, то вы неминуемо наткнетесь на разнообразные форумы, чаты и статьи, в которых обсуждается как же и где правильно "повесть еврея на счастье" или на взвешенный анализ преимущества Жида перед слонами и жабами, деньгу приносящими по индийским и китайским традициям.
Чтобы активизировать "Еврея-домового" необходимо придерживаться ряда правил.
Во-первых. его абсолютно бесполезно покупать. Надо, чтобы кто-то вам подарил на счастье еврея. Важно, чтобы фигурка или картина изображала еврея в летах, с добродушным или сосредоточенным выражением на лице. Хорошо бы, чтоб кроме монетки в руках, у него был мешочек с деньгами и бухгалтерские книги.
Во-вторых, "Еврея-домового" лучше всего вешать в сенях или прихожей - ибо нечего нехристю делать в покоях доброго католика - по левой стороне от входной двери.
В-третьих, входя в дом, необходимо поворачивать свою физиономию в сторону "Еврея домового", иначе обидится.
В-пятых - самое главное - по субботам или в канун Нового Года Жида надо перевернуть вверх тормашками, чтобы все деньги, которые он насчитал за неделю или год выпали из его сумки прям на стол честного поляка.
Удивительная традиция и ее быстрое распространение по всей территории Польши наводит на разные размышления и становится поводом для множества дискуссий: о стереотипах, о истории, о психологии и, конечно, об антисемитизме. Сразу оговорюсь, что поляки абсолютно не понимают что в этом может быть антисемитского? Он же ( еврей-домовой, т.е.) хороший? - хороший! Они его любят? - любят! Берегут? - берегут! В красный угол вешают? - вешают! Вон, даже целую философию вывели - "учись у еврея" называется. Повесь его светлый образ обок биржевых таблиц и смотри, как еврей на картине, размышляет над вложением каждой монетки, несмотря на то, что этих денег у него целый мешок. А ведь раньше, бывало, в холопских дамах кость с еврейского кладбища в доме вешали на счастье, а в Мокрый Понедельник после Пасхи на фигурку Жида вообще плевали. Сейчас-то все же не так?!..
В общем, ежели вы, также как и я, не можете разобраться в своих чувствах и хотите больше понять, то искренне рекомендую к просмотрю вот этот небольшой фильмик Эрики Лехнер, рассказывающий о данной традиции. Фильм на польском и английском языках, поэтому понятен будет всем.
Click to view