(пост проплачен... мною)
Вы еще не посетили
страничку вконтакте, посвященную циклу моих семинаров "История детства - последнее тысячелетие"? Очень зря. Я там стараюсь каждый день - кроме выходных - рассказывать одну интересную историю или публиковать занятную старинную картинку, а каждый вечер делиться одной старинной колыбельной. Все эти истории можно переслать друзьям, а колыбельную напеть родным. И если кто-то еще не знает о наших встречах - то к ним можно примкнуть в ближайшую субботу, выбрав удобное время из двух возможных вариантов. А пока, авансом, вот вам байка сегодняшнего дня (правда для старых читателей моих скромных записок рассказанное новостью не будет):
Цикл встреч "История детства"
Старинные портреты - очень говорливы, но, увы, теперь их мало кто слушает. Художники прошлого, кроме собственно образа портретируемого объекта, наполняли полотно системой символов, понятной всякому их современнику, взглянувшему на картину. Вот два миниатюрных портрета кисти Исаака Оливера.
О чем они говорят? Никто не знает, что за особы на них изображены, принято называть эту пару сестрами, даже близнецами, хотя видно, что одна из "сестер" старше другой. По счастью, художник дал нам подсказки в виде символов, которые девочки держат в руках. В первом случае это некий плод, вероятнее яблока или айвы, во втором - гвоздика. И айва и яблоко в таком контексте несут значение любви, брака, плодородия, весны и молодости. Это - портрет обещание, портрет - объявление. Всем взглянувшим на него было ясно - перед зрителем девка на выданье. Второй портрет еще более криклив, нежели первый. Красная гвоздика - символ свершившегося брака и любви. Именно этот цветок занимал особое место в свадебных традициях многих народов. После церемонии свадьбы жених должен был найти гвоздику, спрятанную в складках одежды невесты. На то, что перед нами свадебный портрет, или портрет, написанный по случаю помолвки, указывает и колечко на безымянном пальце левой - по западной традиции - руки. Так что же перед нами? Я рискну сделать предположение, что эти два портрета изображают одну героиню, бывшую сначала невестой, но ставшую женой. А девочке, меж тем, лет пять...