В начале позапрошлого века жила себе в Берлине молоденькая натурщица Ольга Десмонт, которая зарабатывала на жизнь, позируя обнаженной моделью для берлинских художников и скульпторов.
.
Девушка обладала не только идеальной античной фигурой (стройные ножки, широкие бёдра, узкая талия, небольшая красивая грудь), но и неплохими мозгами. И однажды ей пришла в голову идея «А почему бы мне не делать то же самое не перед бедными художниками, а перед почтенными и богатыми людьми, получая за это хорошие деньги?».
Ольга Десмонт в образе богини Венеры. Открытка около 1908 г.
И в 1907 году семнадцатилетняя Ольга Десмонт стала организовывать перед богатой публикой Берлина «Вечера красоты», на которых показывала свои обнаженные прелести в виде «живых античных скульптур». Проще говоря, Ольга просто принимала перед собравшимися те же самые позы, в которых привыкла позировать художникам, набелив своё тело, чтобы оно походило на мрамор.
Ольга Десмонт и её партнер Адольф Зальге в образе древнегреческих героев. Открытка около 1908 г.
Со временем репертуар Ольги расширился, она стала привлекать к своим выступлениям партнеров, и принимать не только позы скульптур, но и показывать небольшие пластические и танцевальные композиции. Обнаженные, естественно.
В те времена по всей Европе получило огромную популярность торговля и обмен открытками с голой натурой, поэтому перед тем как отправиться в европейское турне, Ольга Десмонт запечатлела свой образ на многих из них. В том числе и в этом наборе из 10 открыток, производства около 1908 года ателье Otto Skowranek,
с которых я начинал этот рассказ.
Те фотографии Ольги Десмонд были настолько популярны, что выпускались даже их подделки
25 июня 1908 года в Летнем театре сада Олимпия состоялось первое выступление Ольги Десмонди с партнером Адольфом Зальге. Разогретый эротическими открытками и слухами зал был полон, однако Ольга Десмонд не спешила радовать их своей наготой.
Сначала она с партнером демонстрировали античные скульптуры в лёгких одеждах, обнажаясь по мере представления всё больше и больше. И в самом конце Ольга Десмонд триумфально и под гром аплодисментов исполнила свой коронный «Танец мечей», облаченная лишь в пояс и корону.
Фурор был огромный, по Санкт-Петербургу пронёсся ураган восхищения и возмущения, подражательства и даже эпиграмм:
Mon cher, вы в удивленьи,
Но это нам смешно-с.
Парижу в оголеньи,
Утрем мы скоро нос!
Ольга Десмон в роли Русалки. Открытка около 1908 г.
Но возмущения было больше, и городские власти, действительно, запретили дальнейшие показы в столице «Вечеров красоты». Тут разноязычные википедии и сайты не врут, но они не знают, что 29 ноября того же 1908 года в Большом зале консерватории Санкт-Петербурга состоялся еще один, второй вечер красоты Ольги Десмонд, который вылился в грандиозный скандал.
Несмотря на огромные цены (первый ряд стоил 25 руб., самые плохие места шли по 2 р. 50 к), зал консерватории был набит под завязку, и общий сбор превысил 8 000 рублей. То, что Ольга Десмонд не сразу представилась оголённой, никого не удивило. Но когда и с середины вечера Ольга не стала полностью открывать зрителям все свои прелести, то среди них начало расти возмущение: «Тема сисек не раскрыта!».
Это возмущение стало просто неописуемым, когда Ольга Десмонд исполнила в конце свой заключительный «Танец мечей» закутанной с ног до головы в полупрозрачную мантию, после чего распрощалась со зрителями. Именно на волне этого возмущения «Петербургская газета» и напечатала свою карикатуру «Чего ждала и что увидела публика на вечере красоты Ольги Десмонд».
Если присмотреться, то на второй картинке одетая актриса крутит зрителям дули
Репутация Ольги Десмонд, как «нагой Вернеры Пруссии» была безвозвратно погублена, и её следующее выступление в Санкт-Петербурге отменено - публика не желала платить огромные деньги за выступление одетой артистки, которая кроме прелестных форм никакими другими талантами не обладает.
10 декабря 1908 года столичная газета «Раннее утро» вышла с заметкой:
«Оригинальный иск.
Дававшая в Петербурге «вечер красоты» Ольга Десмонд предъявляет к редактору «Пет. Газ.» Худякову иск в 15 тыс. руб. за убытки причиненные ей, по ее мнению, помещением рисунка в «Пет. Газ.» - под названием: «Чего ждала публика на «вечере красоты» Ольги Десмонд и что увидела». Во второй половине рисунка Десмонд изображена в совершенно закрытом костюме, что и послужило основанием для иска в виду предстоящего турне артистки по России. Десмонд, по словам «Нов. Руси», намерена сама демонстрировать ту художественную наготу, в которой она появилась в зале консерватории».
Но этот иск так и не был рассмотрен - Ольга Десмонд его отозвала, турне по России отменила, и навсегда покинула пределы империи. И через три года никого не удивила опубликованная в «Петербургской газете» от 26 декабря 1911 г. новая заметка: «Известной балерине и позировщице "поз" Ольге Десмонд разрешено выступление на эстрадах в Петербурге и Москве под тем лишь условием, если она не будет выступать в костюме Евы. Ольга Десмонд отказалась из-за этого приехать в Россию».
Увы, но балериной Ольга Десмонд не была, и танцевать не умела. А раз ей не разрешили показывать себя голой, так на что там смотреть?