Попробуйте решить эту юридическую задачку XIX века от
Рудольфа фон Иеринга - хоть она и считается классической в юриспруденции, но знания каких-то законов не требует, и для её решения достаточно простой логики.
Классический ответ на эту классическую задачу я считаю неправильным, а звучит он так.
.
.
Считается, что право собственности на находку возникает у лица, нашедшего ее, при этом находка должна по¬ступить в его владение (т.е. попасть ему руки). Только после того, как нашедший фактически овладел находкой, он сможет выполнить свои обязанности по её возврату потерявшему или по публичному объявлению о находке (а это обязательные условия для последующего приобретения права собственности на находку).
Далее следует разбор действий каждого участника задачи.
А. только увидел кошелек, и никаких действий по его завладению не предпринимал, а значит не может на него претендовать.
Первым завладел кошельком D., но он завладел им противоправно, натравив свою собаку на собаку С., которая уже несла найденный кошелёк, таким образом незаконно отняв его. А значит для D. это была не находка, а незаконное завладение имуществом.
С., как хозяин собаки, также не может претендовать на кошелёк, поскольку также не принимал никакого участия в его находке. Его собака в данном случае выступала лишь как орудие, с помощью которой В. смог достать кошелёк с другого берега ручья, не переходя через него сам. Это как подтягивание к себе предмета палкой - не имеет значения кому эта палка принадлежит, важно кто именно подтягивает к себе предмет. Или как рыболовство с использованием удочки - добыча, выловленная из реки, принадлежит рыболову, а не хозяину удочки.
«Рыболовом», в данном случае выступал В., который отправил собаку С. за кошельком в присутствии хозяина собаки, и с его молчаливого согласия. Именно он завладел бы находкой, если бы этому не помешали противоправные действия D., и именно В. должен стать собственником находки.
Повторюсь - это классический правильный ответ на классическую юридическую задачку, который я считаю неверным. А вы?