Ах, Одесса, жемчужина у моря...

Aug 16, 2014 12:33


    Мошенники всегда вызывают восхищение, если они, конечно, обманывают не тебя, а кого-то другого, и мне эта история нравится.
     19 апреля 1971 года, бостонский миллионер Артур Клер купил в Гиблартаре тиару скифского царя Сайтаферна. Покупка обошлась Клеру в 300 тысяч долларов, и он был очень доволен сделкой, ведь виднейшие эксперты Нью-Йорка оценили эту тиару минимум в миллион долларов. Довольный Клер дал интервью журналистам, в котором сказал: «Эту вещь продал мне человек, вряд ли подозревавший, каким он обладал сокровищем. Он вывез тиару из России в 1920 году. Как она к нему попала, я не знаю. Такие детали меня не интересовали, я понимал лишь одно: в мои руки попала драгоценная реликвия».
     А когда интервью Клера прочитали в Париже, то французские искусствоведы вспомнили, что что-то подобное они где-то, когда-то уже слышали. И даже вспомнили где. В Лувре.


.
     Тогда, в марте 1896 г., Лувр купил произведение уникальной исторической и художественной ценности - тиару (в Древней Греции тиарами называли высокие головные уборы скифов) скифского царя Сайтоферна, на которой были изображены сцены из древнегреческой мифологии. На древнегреческом языке на тиаре была высечена надпись: «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Совет и народ Ольвии».
     О существовании такой тиары вроде как было известно из античных источников: в конце III века до н.э. Сайтоферн осадил древнегреческий город-колонию Ольвию, и богатый горожанин Протоген прислал ему сделанную местными мастерами тиару в качестве выкупа. Пять лучших французских экспертов, археологи и искусствоведы, безоговорочно признали в предоставленной тиаре подлинную, и она была куплена за огромную по тем времена сумму в 200 000 золотых франков (на её покупку потребовалось специальное разрешение парламента Франции) и она была выставлена в зале античного искусства Лувра.
     Продавали тиару три человека: владелец - купец из Очакова Гохман и два венских посредника - антиквар Фогель и маклер Шиманский. Гохман объяснял что Ольвия находится возле его родного Очакова, и он выкупил эту тиару у нашедших её местных крестьян. А венские посредники объясняли что накануне тиару предлагали музеям Вены, но у австрийцев таких денег не нашлось и они отказались, хотя очень об этом сожалели (австрийские эксперты тоже признали её подлинность). И целых семь лет Лувр находился в упоении от приобретенного древнего шедевра.

Это упоение продолжалась да 1903 году, пока главный редактор парижской газеты «Matin» не получил письмо следующего содержания: «Милостивый государь, я прочел вашу статью о тиаре Сайтаферна и решаюсь писать вам в целях восстановления истины. Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухумовским. Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года (8 месяцев). Я часто навешал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой». Автором этого письма был друг Рухумовского, одесский ювелир Лифшиц, который подробно рассказал, как на его глазах создавался этот «древний шедевр». Скандал вышел несусветный.


.
     Специальный парижский корреспондент был откомандирован в Одессу, а через несколько дней во французских газетах была напечатана следующая телеграмма из Одессы от 25-го (12-го) марта: «Гравер Израиль Рахумовский, живущий на Успенской ул., в доме нр.36 , категорически заявил, что он сделал тиару, заказанную ему в 1896 г. одним жителем г. Керчи и попавшую впоследствии в Лувр. Рахумовский готов ехать в Париж, если на поездку ему будет выдано 1200 фр.». При этом «Figaro» язвительно заметило: «Вероятно, у Лувра найдется 1200 фр., чтобы установить происхождение предмета, за который заплачено несколько сот тысяч».
     Рухомовский показал, что в начале 1895 года у него в мастерской появился человек, который сделал интересный заказ - золотой старинный шлем, как подарок в день юбилея одному видному ученому-археологу. За работу он пообещал 2 000 рублей, оставив половину как предоплату. Рухумовский согласился и через 8 месяцев шлем был готов, после чего заказчик, расплатившись, забрал работу.
     Лувр оплатил Рухомовскому поездку в Париж, куда он привез эскизы и рабочие чертежи, дал подробные показания, а потом на глазах комиссии изготовил один из элементов тиары. Все сомнения отпали, и Лувр передал тиару в Парижский музей декоративного искусства.



.
     Дальше было ехидничанье газетчиков и большой скандал, однако трое продавцов Гохман, Шиманский и Фогель, по разным причинам не понесли никакого наказания. Неведомым остался и заказчик тиары у Рухомовского. Но сенсационное признание одессита не принесло и ему никакой выгоды - Рухомовскому разве что оплатили проезд назад в Одессу на Успенскую улицу.
     Впрочем перед Первой мировой войной Рухомовский с женой и детьми таки переехал в Париж, работал в реставрационных мастерских Лувра, и долгое время выполнял заказы частных лиц. Умер Рухомовский в 1936 году в Париже, где в последние годы он из-за болезни не мог работать и бедствовал. Но зато сейчас работы Рухомовского имеются в частных собраниях Европы и Америки и иногда появляются на престижных аукционах Лондона и Парижа.


.
     Второй скандал с поддельной тиарой 1971 года, купленной миллионером Артуром Клером, закончился также интересно, как и первый скандал 1903 года. Полиция потом выяснила что некий гибралтарский ювелир мистер Уильям Горп выписывал советский журнал «Науку и жизнь», в шестом номере за 1968 год которого была опубликована статья д.и.н. Монгайта «Из истории археологических мистификаций», где рассказывалось об археологических подделках, в том числе и о «тиаре Сайтаферна».
     Настоящая фамилия Горпа была Горпищенко, и его папа когда-то в Одессе ходил в учениках у Рухомовского. И вот этот Горп-Горпищенко решил повторить работу Рухумовского, которую и «впарил» потом миллионеру Клеру. На суде он заявил: «Пусть никто не думает, что мне было легко. Я переделывал тиару семьдесят три раза. Потом она мне понравилась, и я подумал, что свои деньги я заработал честно». Суд счел возможным оправдать Уильяма Горпа.

Мошенники всегда вызывают восхищение (если они, конечно, обманывают не тебя, а кого-то другого). В 1997 году Музей Израиля выставлял поддельную тиару Сайтаферна в Иерусалиме. В 2009 году Высокий художественный музей в Атланте включил поддельную тиару Сайтаферна в выставку шедевров из Лувра. А 22 апреля 2014 года на одесском доме, где Рухомовский создавал тиару Сайтаферна, была установлена мемориальная доска.


.
    Ах, Одесса, где мемориальная доска Горпишенко? Он оказался ювелиром и мошенником покруче учителя своего отца.

клад, криминал

Previous post Next post
Up