В 1972 году в США был зафиксирован 31 захват самолета (большинство из них с целью достичь Кубы, но 15 угонов носили следы подражания Дэну Куперу). Всё это в Америке так приелось, что ведущие американские газеты стали выделять очередному угону воздушного судна лишь пару колонок на третьих полосах. Мол, «чи не новость».
Напомню, Дэн Купер выпрыгнул из летящего самолета примерно вот так.
6 января 1972 года, ФБР произвело «воспроизведение обстановки и обстоятельств события»,
сбросив с заднего трапа летящего «Боинг-727» груз с парашютом
И вот после третьего угона в подражание Дэну Куперу, Федеральное управление гражданской авиации предписало снабжать «Боинги-727» специальным устройством, которое препятствует открытию заднего трапа во время полёта.
Это простая пластина, которая под действием набегающего потока воздуха, поворачивается в полёте на 90° и блокирует трап. Как только при посадке поток воздуха снижается, пластина возвращается в исходное положение, и позволяет открыть выход и спустить трап.
Несложная конструкция получила название в честь того, кому она обязана своим возникновением - «лопатка Купера».
«Лопатка Купера» в полёте и на земле
Менее известным следствием угона Д.Б.Купера, является установка с 1973 года на двери кабины пилотов «глазка», которая позволяет экипажу наблюдать за пассажирским салоном, через закрытую дверь. Причем чем больше этот «глазок», тем большее пространство перед кабиной попадает под визуальный обзор.
Чтобы кабину также не было видно через «глазок» из салона, со стороны экипажа он имеет перекрывающую крышку, которую обычно полагается держать закрытой.
.
Но угон самолёта 24 ноября 1971 года Boeing 727 Дэном Купером, повлек за собой не только установку «лопатки Купера» и «глазка» кабины экипажа. В декабре 1972 года Федеральное управление гражданской авиации США дало авиакомпаниями один месяц, чтобы организовать досмотр пассажиров и их багажа. И с 5 января 1973 года американские авиакомпании приступили к личному досмотру (так называемый «скрининг»), что вызвало тогда бурю возмущения среди американцев.
Если верить этой
статье «Нью-Йорк Таймс» от 06.01.73г., в США тогда авиакомпании совершали около 14 000 ежедневных авиарейсов с полумиллионом ежедневных пассажиров на борту.
Специальных металлоискателей и металлодетекторов в начале 1973 года еще не было, и американские авиакомпании стали в срочном порядке закупать в Европе (в том числе и в СССР) и переделывать магнитометры - приборы, используемые в лесообрабатывающей промышленности для поиска в деревьях металла. Дело в том, что если рубка леса проводится в местах где когда-то шли бои, в деревьях остаются осколки и пули, об которые потом ломаются пилы на пилорамах. Вот чтобы этого избежать, перед распилкой бревно сначала пропускают через магнитометр.
Это уже специальные металлодетекторы, которые стали устанавливать в аэропортах Америки с конца 1973 года
.
А поначалу пассажиров и их ручную кладь пропускали через переделанные магнитометры. И тут же по Америке прошел слух о том, что эти магнитометры выдают опасное для здоровья излучение, и некоторые пассажиры наотрез отказывались их проходить.
На авиакомпании посыпались иски с обвинением с нарушением Четвертой поправки Конституции США о запрете на незаконный обыск. Но федеральные суды постановили, что такие досмотры в аэропортах приемлемы, при соблюдении двух необходимых условий: если они носят повсеместный характер, и ограничиваются поиском оружия и взрывчатых веществ.
.
Личный досмотр пассажиров и их багажа, привел к образованию очередей и заторов, и именно тогда к концу 1974 года в американских аэропортах стали появляться первые пункты ускоренного досмотра VIP-пассажиров.
.
Так что, проходя в аэропорту через рамку металлодетектора, вспомните с кого это всё начиналось - с легендарного Дэна Купера, и его неординарного преступления.