26 лет назад, 14 мая 1987 года, на одной из московских улиц автобус сбил старушку по фамилии Зарубина. Звали её Елизавета Юльевна, лет ей было от роду 87 и родилась под первый Новый год прошлого века - 31 декабря 1900-го, в буковинском селе Ржавенцы, неподалеку от Хотина (тогда это была Австро-Венгрия), в семье Розенцвейга, управляющего лесхоза в имении помещика Гаевского.
Елизавета Юльевна Розенцвейг (Зарубина). Кодовые имена «Эрна» и «Вардо», в Германии работала под фамилией Гутшнекер, во Франции и Дании - Кочек, в США - Зубилина, партийный псевдоним в Австрии - «Анна Дейч»..
Лиза закончила гимназию в Черновцах, училась на историко-филологических факультетах Черновицкого университета, парижской Сорбонны, и Венского университета, который в 1924 году и закончила, получив диплом переводчика французского, немецкого и английского языков. Помимо этих языков свободно владела как родными идиш, румынским, украинским и русским языками.
Её двоюродная сестра, Анна Паукер, впоследствии стала членом Политбюро и министром иностранных дел социалистической Румынии, и была расстреляна в начале 50-х как агент мирового империализма и сионизма. Её двоюродный брат, Карл Паукер, впоследствии стал членом ЦИК СССР и начальником личной охраны Сталина, и был расстрелян в 1937-м году как агент мирового империализма и нацизма. А вот её умный родной брат, Виктор Розенцвейг, никуда не лез, впоследствии стал крупным советским лингвистом, и умер в 1998 году своей смертью.
.
Когда Буковина оказалась в составе Румынии, Лиза заразилась коммунистической идеей и вошла в подпольную румынскую революционную организацию. Впоследствии вступила в Компартию Австрии, приняла гражданство РСФСР и в 1924 году стала работать переводчицей полпредства СССР в Вене. В этот период Лиза Розенцвейг вышла замуж за румынского коммуниста Василия Спиру и некоторое время носила его настоящую фамилию - Гутшнекер.
Багаж знаний и языков Лизы заинтересовал ЧК, и после прохождения подготовки в разведшколе в Москве и была направлена на нелегальную работу во Францию. В феврале 1928-го её вернули в Москву, дали новую фамилию «Горская» и выдали замуж за разведчика-нелегала Василия Зарубина.
Поскольку их брак был формальным, с прицелом на нелегальную работу за рубежом, Лиза не чувствовала себя ничем связанной и стала любовницей небезызвестного Якова Блюмкина. В апреле 1929-го в Константинополе Блюмкин, формируя ближневосточную резидентуру, заодно встретился и со своим давним кумиром Троцким, и взял на себя роль связника между ним и его последователями в Москве. Когда Лизе стало об этом известно, она написала донос в ОГПУ, и именно по этому доносу Блюмкин был потом задержан в Москве, и впоследствии расстрелян.
Елизавета Горская. Яков Блюмкин. Василий Зарубин..
Но «брак по легенде» с Зарубиным перерос в настоящий, и в 1931-м году в Париже у них родился сын. Всё это время супруги под видом чехословацких коммерсантов - супружеской пары Кочеков, налаживали разведывательные сети в Дании, Франции, Чехословакии, и наконец в Германии, где уже пришел к власти Гитлер.
В Германии Зарубины завербовали шифровальщика гестапо гауптштурмфюрера Вилли Лемана, и это был единственный случай вербовки советской разведкой гестаповского офицера. Передаваемая ими в центр информация получала высокую оценку, пока после пакта Молотова-Риббентропа разведывательная деятельность против Гитлера не была свернута, Зарубиных отозвали в Москву, и с началом Великой Отечественной войны связь с Леманом прервалась. В 1942 году направленный Москвой связник был арестован и сдал Лемана.
Чета Зарубиных.
С началом войны Василия Зарубина назначили главой резидентуры ОГПУ в США, и по совместительству 1-м секретарем посольства СССР в Вашингтоне. Перед отъездом Василий Михайлович был принят Сталиным. О чем шел разговор в кабинете Сталина неизвестно, но основной линией работы четы Зарубиных (их фамилии были изменены на Зубилиных) стал проект «Манхеттен» - работы по созданию американцами ядерной бомбы. Зарубины/Зубилины завербовали около двадцати агентов, работавших на ядерный проект, причем Лиза специализировалась на женщинах.
У нее завязалась нежная дружба с женой главы «Манхеттена» Роберта Оппенгеймера Кэтрин, причем такая нежная, что их подозревали в лесбийском романе.
Через жену, с помощью шантажа и пообещав безопасность родственников в СССР, Зарубина привлекла к разведывательной деятельности физика-ядерщика Георгия Гамова, сбежавшего из СССР в 1933 году, и работавшего в области разработок атомного оружия в США.
Она также «вела» Маргариту Воронцову, жену проживавшего в то время в США знаменитого советского скульптора Коненкова, ставшую последней любовницей Альберта Эйнштейна, который нежно называл ее в письмах «моя маленькая русская шпионка».
Маргарита Ивановна Воронцова-Коненкова. Альберт Эйнштейн..
.
Из США Зарубиных отозвали в 1944 году по доносу о их связи с ФБР. Автором доноса был подчиненный Зарубина подполковник Миронов, который влюбился в Зарубину и хотел устранить её мужа.
Через полгода проверок донос не подтвердился, Миронова признали шизофреником и отправили в психушку. Зарубину было присвоено звание генерал-майора, он был назначен замначальника внешней разведки, где и проработал до 1948 года, когда был отправлен в отставку «по состоянию здоровья».
. Лиза же в звании подполковника была отправлена в запас из МГБ немного ранее, в 1946 году, «за невозможностью дальнейшего использования». Её доблестный труд на ниве атомного шпионажа был отмечен негусто: орденом Красной Звезды, знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ» и грамотой Коллегии ОГПУ «За борьбу с врагами первого в мире Пролетарского государства».
Эти награды выглядят довольно блекло на фоне наград её мужа-генерала: два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и орден Октябрьской Революции.
.
Но что поделаешь? В конце концов разведка всегда была мужским шовинистическим сообществом, знаменитые разведчики Абель, Филби и Молодый тоже были всего-навсего полковниками, а Лиза к тому же была не просто женщиной, а принявшей советское гражданство иностранкой, да еще и с нехорошими родственниками.
.
Вот такой вот неординарный женский жизненный путь начался в начале века в буковинском селе, прошел через Румынию, Австрию, Францию, Данию, Германию, США, чтобы закончиться перед самым распадом СССР под колесами московского автобуса. Судьба…