О зарубежном наследстве и Инюрколлегии

Nov 04, 2012 15:36


      В советские время я часто с интересом просматривал последнюю страницу газеты «Известия», где время от времени появлялось объявление: «Инюрколлегия СССР разыскивает…» о поиске проживающих в Советском Союзе родственников умерших за рубежом граждан иностранных государств. Всё думалось «А вдруг кто-то из моих сваливших за бугор родичей (какая жалость!) помер и оставил мне кучу денег?». Тем более что родственники за рубежом у меня в наличии были, от Аргентины до Канады.



И моя семья не была исключением - после революции и Второй мировой войны множество выходцев из Российской Империи и Советского Союза раскидало по всему миру, и не все они там умерли, доедая последнюю лошадь в овраге. После смерти некоторых что-то оставалось и если ближайших родственники умершего за рубежом не было, то начинался розыск проживающей в СССР «седьмой воды на киселе».
 

СССР был всегда кровно заинтересован в поступлении в страну валюты, поэтому им и была создана Инюрколлегия. Работала она по такому принципу - с зарубежными адвокатами заключалось соглашение, согласно которому в случае нахождения в зарубежных странах наследодателя, а в СССР - наследников, каждая из сторон получала по 10% от суммы наследства.
   Иногда алчные зарубежные адвокаты предлагали Инюрколлегии начать розыск наследников еще до смерти наследодателя: «Так, мол, и так... В Ницце проживает холостой солидный ювелир Иван Папандупало, родом из Жмеринки. Прямых наследников нет, завещания тоже. Начинайте искать его родственников, а то Папандупало уже на ладан дышит, вот-вот Богу душу отдаст, а гонорара очень хочется».
   И начинался поиск по советским архивам, а когда там ничего не находилось, на последней странице «Известий» появлялось объявление типа «Ищем родственников Ивана Папандупало, родившегося в 1892 году в Жмеринке и умершего пару дней назад во Франции».



И если до 80-х годов было довольно много случаев отказа советских граждан и от зарубежного родства, и от иностранного наследства, то потом народ осмелел и перестал отказываться от упавших с неба денег. Тем более что разговоры как Советское государство забирает себе все наследство или заставляет переводить его в Фонд мира или детский дом были неправдой: наследникам предлагалось или забрать сразу всю сумму в рублях по курсу, или перевести деньги во «Внешпосылторг» и получить возможность отовариться в «Березке», или даже разрешали съездить на часть суммы в загранпоездку.
   Слухи о том, что от наследства ничего не остается, распускали сами наследники, дабы избежать нежелательного внимания к своей персоне со стороны третьих лиц. Ведь хотя чаще всего сумма наследства и составляла несколько десятков тысяч, но и случаи получения наследства от $100.000 и выше, тоже были не редкость. Получателям больших наследств просто намекалось, что за малую толику в Фонд мира Советское государство и всё прогрессивное человечество будет наследнику очень благодарно. Но чтобы ставить это обязательным условием - этого не было. С суммы наследства кроме тех 10% гонорара в СССР не брался даже налог на наследство, который взимался в стране, где проживал наследодатель.
   Но советские люди еще помнили времена, когда за родственников на Западе они могли поехать на Восток, поэтому намеки понимали с полуслова и делились, определяя размер «пожертвований» сами.



Правда иногда на такие пожертвования уходила вся сумма наследства. spivaki по моей просьбе раскопал случай, практически неизвестный современным историкам. 12 марта 1965 года в Сан Диего (США) умерла Гилькерия Роджерс, которая завещала $200.000 советским и китайским детдомам, и по $3.000 советским космонавтам Юрию Гагарину и Герману Титову.
   Оказывается она родилась в 1890 году в России, после революции ее семья уехала в Шанхай, там она вышла замуж за американского моряка Роджерса и переехала в Америку. Когда Роджерс вышел в отставку, они поселились в Сан Диего, скупали дома в нежилом состоянии, перестраивали их и выгодно продавали. Были бездетны, бережливы и экономны до скупости, чтобы завещать наследство сиротам из далеких СССР и Китая, да немного Гагарину с Титовым.
   От этого наследства ни Гагарин, ни Титов не отказались, но всю полученные деньги перечислили в детские дома.




Ну и напоследок любопытное, и тоже малоизвестное. Юристы Инюрколлегии сидели на зарплате, гонораров от наследников не брали, и Минюст за этим строго следил. Владимир Жириновский, наверное, не любит вспоминать почему в 1983 году он ушел из Инюрколлегии, в которой работал с 1975 года, специализировавшись на наследственных делах в Германии. А Владимира Вольфовича «попросили» уйти оттуда когда узнали, что он получил от клиента в благодарность две турпутевки за границу. Жириновский уходить из теплого места в Инюрколлегии не хотел, злился и доказывал, что он заплатил клиенту за эти путевки свои собственные кровные рубли, но его попросили написать заявление «по собственному желанию».
   И как знать, может быть если бы его тогда оставили в Инюрколлегии, то в России бы сейчас не было ЛДПР и самого прикольного российского политика всех её времен. Да и я зарубежного наследства так и не дождался…

юриспруденция, ностальгия

Previous post Next post
Up