Дэниэл Н. Стерн (Daniel N. Stern) Межличностный мир ребенка
Источник
http://www.psychol-ok.ru/lib/stern_d/mmr/mmr_03.html Это, в общем, довольно занудный текст для утра субботы, и будет интересен скорее психологам или родителям, желающим разобраться "что же там происходит у ребенка", но запощу, пока не потерялось (эта книга большой раритет, уже собиралась покупать ее у букинистов за 1500 р., и вот только сейчас нашелся хотя бы отрывок в эл.виде).
Дэниэл Стерн и другие исследователи раннего возраста, которые опирались не на теории (как в психоаналитических подходах), а на наблюдения, сделали очень много не только для понимания младенцев, но и вообще человека в целом. Потому что если мы видим, что уже младенец совсем не "tabula rasa", что он в свои несколько месяцев уже принимает решения, имеет мнение и предпочтения, говорит (своим способом) решительное "нет" - то мы по-другому будем относиться и к взрослому человеку. И тогда просто уже не веришь утверждениям, например, про школьника, что "он не хочет учиться" или "мои сотрудники ничего не хотят", или "он совершенно не умеет брать на себя ответственность" - да, это может случаться как последствие ситуации, закрепленные реакции и т.д. - но нет, это не про внутренне присущие качества человека.
"Матери прекрасно знают, что младенец может утвердить свою независимость и сказать решительное «НЕТ!» в четыре месяца тем, как он отводит взгляд, в семь месяцев жестами и интонациями голоса, в четырнадцать месяцев попыткой убежать, а в два года словами. Основная клиническая тема автономии или независимости проявляется во всех видах социального поведения, которые регулируют количество или качество вовлеченности."
Тут довольно странный (мягко говоря) перевод "областей самости", из-за этого может быть очень сложно понять что к чему. Что имеется в виду:
Появляющаяся самость = Emergent self
Ядерная самость = Core self
Субъективная самость = Subjective self
Вербальная самость = Verbal self
https://en.wikipedia.org/…/The_Interpersonal_World_of_the_Infant Идея в том, что все эти области "Я" после их становления существуют одновременно ("звучат", как в аккорде), но какая-то область в какие-то моменты может выходить на передний план. И уж точно есть то, что всегда звучит помимо "вербального Я".
А тем, кто продерется через этот текст, бонусом достанется описание переживания разных самостей (self) в процессе занятия любовью.)
P.S. У Д.Стерна есть более доступный, и намного более поэтичный текст про ранний возраст, "Дневник младенца", вот это смело рекомендую для широкого круга читателей:
http://babycontact.livejournal.com/83695.html Здесь есть немного про sense of self по Стерну