На прошлой неделе я была на
конференции по позитивной психологии - это была европейская конференция, которая на этот раз проходила в Москве. Решение участвовать было немного из разряда "не упустить возможность" - в частности, посмотреть на живого
Чиксентмихайи и его товарищей (я в свое время из личного интереса много читала по
этой теме), но уверенности насколько конференция окажется практической и оправдается не было. И вот неделю спустя могу сказать, что сходила не зря. Это было очень интенсивно в смысле информации, не всегда мега-увлекательно, начиналось в 9.00, и я вспомнила что такое в прямом смысле засыпать на лекции. Но увидеть живьем такое количество людей мирового уровня (человек триста участников, из них 90% иностранцы), послушать как они рассказывают про то, что пишут в своих статьях и книгах, познакомиться с некоторыми было очень здорово.
У меня в телефоне море фотографий каких-то слайдов, а в блокноте записей, попробую превратить самое запомнившееся в ссылки:
- выступление Robert Ryan и
Self-determination theory, это теория внутренней/внешней мотивации. Вместе с Edward Deci они эту концепцию развивают еще с 70х годов, и постепенно она становится все более психологическим мейнстримом (в хорошем смысле), например в отношении того, что нужно тщательно выбирать свои цели, чтобы они были внутренне значимы, и удовлетворяли важнейшие психологические потребности: в автономности, компетентности и связях с другими людьми.
В популярном виде на ТЕДе про это
рассказывает Дэниэл Пинк (хотя лучше посмотрите то же самое
в картинках), а подробнее можно почитать в его книге
Drive: the Surprising Truth about What Motivates Us (pdf).
Ну и для коллекции
статья 1991 года и
много ссылок.
- Очень интересная была секция про пост-травматический стрессовый рост. Самой запоминающейся была презентация японских участников, выступающая была в самом настоящем кимоно, с таким объемным поясом сзади (в сочетании с макбуком и проектором это выглядило очень глобалистски), с темой психологических последствий цунами 3/11. В начале она извинилась перед слушателями за несчастье, которое ее народ причинил миру (это что-то говорит об уровне вины в японском обществе - она сказала, что у них принято извиняться до, но в том, как она это говорила и в выражении лица я почувствовала живую боль.) Рассказывала про культурные различия в восприятия позитивности в японской культуре и про концепцию inclusive positivity - то есть такой, которая включает и радость позитива, и принятие негатива. Ключевой вывод их исследований - что в период травматических событий пессимистичный взгляд на мир, принятие негатива и страданий является более адаптивным и с большей вероятностью ведет к пост-травматическому росту, чем "don't worry, be happy". Еще на этой секции была представлена новая объяснительная модель, соединяющая пост-травматический стрессовый рост и пост-экстатический рост (все в целом было что-то про comprehensive growth abilities, попытку выявить факторы и личностные качества, способствующие росту независимо от обстоятельств) но она еще не опубликована, обещали попозже прислать материалы.
- выступление
Robert Vallerand и его дуальная модель страсти (dual model of passion), это о том, что страсть бывает двух типов: гармоничная и обсессивная, и если гармоничная страсть напрямую связана с состоянием потока и увеличением счастья (или, как они это называют, "субъективного благополучия), то обсессивная увлеченность в процессе деятельности счастье не увеличивает, а вот при невозможности предаться этому занятию увеличивает несчастье (т.е. количество негативных эмоций). То есть эта страсть завладевает человеком и начинает его ограничивать. Концепция, пожалуй, не новая, что-то тут мне напоминает про "непривязанность" и "не сотвори себе кумира", но сейчас это проверено на данных исследований во множестве областей и разных странах.
Но самое конечно интересное во всей этой истории про гармоничную/обсессивную страсть - это выводы. "Меня часто спрашивают, говорит лектор, - Как мы можем изменить обсессивную страсть? - Я им отвечаю: Не нужно ее менять. Прежде чем пытаться изменить людей, их нужно попытаться понять. Не пытайтесь отнять у них единственное, что они ценят в жизни. Помогите им улучшить другие области их жизни." [Так что вопрос скорее в том, чтобы сделать жизнь в целом более гармоничной. Если человек, конечно, этого хочет.]
Вот пара популярных статей:
"Why Your Passion for Work Could Ruin Your Career";
Is your passion making your unhappy?А вот собственно научные работы на тему:
The Role of Passion in Sustainable Psychological Well-Being;
On the Development of Harmonious and Obsessive Passion- там в конце как раз такие данные с цифрами, которые он показывал на выступлении.
Вообще, кажется, на этой конференции не было не одного выступления без слайдов с корреляциями :) Кроме одного - это был Leo Bormans, автор книги
"The World Book of Happiness", я сначала очень обрадовалась, что вот наконец лектор, который прыгает по сцене, рассказывает истории и у которого слайды состоят из одного предложения, но он так долго и (простите мой диагностицизм) нарциссически рассказывал как он крут, что сумел подарить свою книгу всем мировым лидерам, включая Обаму, что под конец меня утомил, а у некоторых коллег даже вызвал отторжение. Месседж у него был важный - как сделать, чтобы идеи позитивной психологии дошли до широкой аудитории? Как можно менять людей? Для этого он даже вызывал на сцену добровольца и предлагал убедить сдвинуть себя с места, а потом заставлял присутствующих в зале менять местами и даже смотреть друг другу в глаза. Это, конечно, всех растормошило, но мне показалось немного из позиции сверху вниз по отношении к публике.
Но один слайд у него был отличный, это было про социальный активизм:
Но в этой самой аудитории многие из присутствующих уже это делают и доносят "месседж", особенно в сфере образования. Например, вот есть программа второго образования
Applied Positive Psychology, University of East London. Там участники не просто пишут диплом по окончании, а реализуют реальные программы изменения в своей непосредственной работе, либо пишут консалтинговые предложения о возможных изменениях для какой-то организации.
Или вот в Австралии есть
St.Peter's колледж для мальчиков (место с большими традициями, там училось три нобелевских лауреата), где сейчас идет программа
Well-being and positive education. Выступал, кажется, декан и одновременно учитель литературы, рассказывал о конкретном применении. Например, они проводят с мальчиками (группы 13 и 17 лет) тестирование
Values in Action Character Strenths (ценностей в действии и сильных сторон) и затем обсуждают с каждым учеником в отдельности и сам процесс, и результаты. И потом сравнивают как эти мальчики описывают Короля Лира на уроке литературе. До - описание в стиле "Он проснулся, встал, оделся, вышел". Неделю спустя - картина внутреннего мира героя с попыткой понять мотивы и причины поступков. Жалко нет презентации, очень впечатлило. Наверное, это естественно - у человека появляется некая обобщенная карта возможных человеческих ценностей и в чем они выражаются, он начинает лучше понимать себя, ну а заодно уж и Короля Лира.
На этой конференции для меня здесь еще виднее стала разница между психологией как наукой, которая изучает явления и выводит закономерности на большой выборке людей и практикой (психотерапевтической/образовательной/cоциальной). Но то, что между ними такая большая разница, а иногда и разрыв, не значит, что они друг другу не нужны. В этом смысле позитивная психология даст большую фору очень многим подходам в том, как они умеют сделать из абстрактных академических знаний способ изменения мира. Да, может быть они не открыли ничего концептуально нового, и фактически это прямое продолжение идей гуманистической и экзистенциальной психологии, только теперь у них есть возможность проверять гипотезы количественно (это обсуждали на одной из секций). Да, может быть это немного смешно, что теперь есть "позитивная медицина", "позитивное государственное управление", "позитивное образование" - но с другой стороны, последнее нам точно не помешает, учитывая насколько для многих школа оказывается крайне депрессивным и убивающим желание учиться местом. После этого примера про Короля Лира были вопросы из зала, и кто-то из Великобритании спросил с интонацией бессилия в голосе - "как же нам донести подобный подход до нашего министерства образования? У них настолько традиционалистский подход к изучению литературы!" - И одним из ответов было, что министры любят цифры. (Добавлю, что и бизнес тоже.) Так что этот подход попробовать, а потом измерить что получилось оказывается довольно убеждающим.
А в каком-то более широком смысле сообщество позитивной психологии - это собрание идеалистов, которые раньше считались бесплодными мечтателями, а теперь получили легитимную возможность в рабочее время и официально говорить о хорошем и действовать в направлении изменений к лучшему.
***
База данных статей по позитивной психологии в открытом доступе:
Positive Psychology Research DatabasePsychology of Well Being Journalstelazin про
нейрологию счастья.