Вау, люди,
импров работает! Конкретно улучшая качество моей жизни, прямо финансово! Конкретнее сейчас расскажу как.
Выхожу я, значит, из метро (почему из метро - отдельная история) - в такое время, когда маршрутки уже два часа как разъехались, и привычно направляюсь к поджидающим меня прямо у выхода таксистам. Вернее, они не совсем таксисты, и поджидают они не совсем меня - эти люди, занятые оказанием частных транспортных услуг населению всем своим видом и ценовой политикой показывают, что их целевая аудитория - те, кто направляется куда-нибудь в Подольск или на худой конец в Шереметьево, и они не видят для себя финансового смысла вести меня пять минут до дома за обозримые деньги. Я там езжу регулярно, так что даже знаю их в лицо, и они меня знают, и диалог движется по привычной траектории:
- Двести рублей и поехали
- Нее, ну какой двести, там у вас разворачиваться. Ладно, давай триста и поехали.
[я опускаю здесь часть аргументации, но вы поняли].
Если никого сговорчивого не находится, я обычно плюю и иду ловить проезжающие машины. [Хотя возможно это не самая хорошая идея, особенно если прислушиваться к страшилкам моей мамы. Правда, мне проще - она читает "Московский Комсомолец", а я нет.]
И не то, что я именно этих таксистов избегаю, я вообще торговаться не люблю. Идея восточного базара мне настолько же не близка, насколько непонятна. Но тут на меня что-то находит, и я продолжаю разговор. А они такие в общем веселые ребята, стоят втроем, бьют балду, ждут своего идеального клиента - что не поговорить с девушкой. Ну и мы начинаем перебрасываться этими двести-триста. Один говорит: "да дай триста, ему на пиво не хватает". "Так вы лучше на квас переходите, за рулем все-таки!", говорю.
Я не хочу, упаси господи сказать, что у меня резко улучшились negotiations skills, что я вдруг полюбила переговоры, или выдаю теперь гениальные диалоги. Ничего такого. Просто продолжаю разговаривать.
- Да я тут живу, понимаете, и регулярно езжу за двести рублей.
- Ну давайте только сегодня, в виде исключения - триста.
- Понимаете какое дело. Сегодня я поеду за триста. На следующей неделе четыреста. Потом пятьсот. И так далее! Так никаких денег не хватит, а мне тут регулярно ездить!
- Да я тут сама на машине езжу, за пять минут доезжаю. И я-то медленно езжу, а вы-то - профессионал!
В общем, в результате один меня повез, за двести. На своей довольно свежей BMW. Рассказывал, что как сел за BMW в 98м, так ничего другого и не хочет, ну да, ремонт дорогой, зато вождение такое!
В этот момент уровень прибыльности этого бизнеса начинает вызывать уважение. И ты начинаешь понимать, что negotiations skills - это все-таки очень полезно.
Но тут водитель включает музыку - и конечно, там какая-нибудь "музыка-нааас-связала" - и все твое уважение куда-то девается, и не дожидаясь припева ты уже хочешь попросить сделать потише - но тут снова включается состояние после импровизации - и неожиданно становится интересно - а о чем же поют в этой песне? (Я честно пыталась запомнить слова, но мне не удалось).
И это второй побочный эффект импрова: стали интереснее люди на улице и в метро. То есть такие люди, с которыми я обычно не сталкиваюсь, потому что не смотрю телевизор, не езжу в метро, не читаю советских газет (а много ли правды жизни в Ведомостях и Esquire?), и общаюсь по-настоящему с несколькими близкими друзьями, участниками babycontact, коллегами и френдами. И это весьма узкий круг.
А тут начинаешь смотреть на прохожих - пытаясь действительно их увидеть. Даже не для того, чтобы потом изобразить, скопировать. А просто становится интересно на них смотреть, начинаешь замечать какие они все разные, а в тоже время конкретные, ну вот прямо такие характерные, с выпуклыми (salient) чертами. И что большинство действует в довольно узком диапазоне. (А я наверное тоже вот такая конкретная со стороны, да? - думаешь).
И это все, видимо, вопрос состояния. Но то, что хотя бы немного фокус сдвигается изнутри наружи, в интерес к другим, мне кажется сейчас для меня хорошо. Придает этому странному занятию выхода на площадку какой-то дополнительный смысл.