фото с сайта Зальцбургского Фестиваля
Это первоначальная версия оперы , которая была поставлена в 1912 году , режиссер постановщик Sven-Eric Bechtolf. В той версии , которая идет сейчас повсюду и в мариинском театре тоже , существуют пролог и собственно опера . Здесь , помимо пролога есть также чисто драматическая часть - комедия Мольера «Мeщанин во дворянстве» , которая перемежается балетными вставками , хореографии Хайнца Шперли.
Талантливо , интересно и красиво . Никаких переносов в повседневную реальность , никаких параллелей с современностью. Это вам" не Риголетто с белыми мышами и не Тоска в телефонной будке". ;) Никаких псевдо изысков ! Всё , и декорации и костюмы соответствуют той эпохе , из которой вышли герои за исключением всего , происходящего на острове . Да и остров то - это нагромождение черных роялей на черном полу с коврами.
Из актерских удач можно пожалуй отдать пальму первенства Elena Moșuc- Цербинетта и драматическому актеру блестяще исполнившему роль мсье Журдена - Cornelius Obonya . Это универсал , который прекрасен как комедийный актер , но кроме всего прочего ,он еще великолепно легок и подвижен , танцует и даже немного поет.
А Елена Мозук очень хороша в партии Цербинетты по своим вокальным данным и по сценическому образу . Это действительно обольстительная прима балерина , слегка вульгарная , но покоряющая всех ,без исключения ., даже самого Гофмансталя . Находчиво и оригинально решен костюм Цербинетты - она ведь прима балерина . Но не все колоратурные сопрано обладают балетной внешностью , как мы знаем . Вот тут художник принял единственно правильное решение ,создав костюм ,учитывающий черты комедии del arte и одновременно скрывающий недостатки фигуры , или ,скажем так, их несоответствие образу Цербинетты .
Юбка в виде ярко красного шара и черный облегающий лиф с открытыми плечами - и характер есть и петь удобно !
Гофмансталь - Michael Rotschopf присутствует на сцене почти постоянно , наблюдая , комментируя , направляя действие . И вместе с ним на сцене постоянно его Прекрасная Дама Regina Fritsch - Ottonie. Действительно красивая актриса , в черном платье стиля модерн , четкая дикция и игра . Присутствие этого персонажа продиктовано сюжетом из реальной жизни Гофмансталя , драмы , которая разыгралась во время создания оперы:
расцвет дружбы между Гофмансталем и недавно овдовевшей Ottonie von Degenfeld-Schonburg.
Во время действия оперы пара все время вмешивается в процесс ,участвует в действии и в конце концов , после пробуждения Ариадны от горя к новой любви , такое же превращение происходит и с Отони.
Ариадна - Emily Magee вокально преодолела эту роль , но эмоционально это преодоление не ощущалось вовсе . Какая то утомленная или усталая , без эмоций . Правда чисто актерски хороша была сцена с Цербинеттой , когда Ариадна поддается на её уговоры и то заламывает руки в тоске по Тезею ,то внимательно прислушивается к её доводам , идет явная внутренняя борьба с собой.
Вообще весь спектакль пронизан мягкой иронией. Практически у всех актеров это заметно по мелким деталям игры - все понарошку , все несерьезно, но только слегка. Тут автор не давит на психику тяжелым кулаком , несколько раз повторяя одно и то же . Нет , здесь много идей и мыслей и они возникают и уходят легко , только слегка задевая и заставляя думать.
Даже покорение Ариадны Бахусом , и пробуждение Ариадны к новой любви - все это тоже не очень серьезно , без драмы и фанатизма . Есть ведь еще линия взаимоотношений Тенора и Примадонны (соперничество , творческая зависть) и , мне кажется, она также присутствует и в линии Ариадна - Бахус. Например в финале , когда они уходят парами, наверху , в проеме Ариадна и Бахус церемонно раскланиваются друг с другом . Йонас целует руки и картинно аплодирует Примадонне , но когда она уходит , он закатывает глаза и чисто по итальянски воздевает руки вверх - о мама миа , как ты мне надоела !
Вообще то первая встреча зрителя с Кауфманном происходит в гримерной еще во время пролога и мы видим Тенора.... в бигудях !
Тенор приходит в ярость от перспективы одновременного выступления оперных и балаганных артистов .
Вот :
Сорри за качество - снято с экрана телевизора.
Йонас был великолепным Вакхом - Бахусом . В леопардовом костюме и с мягкими повадками кого то из семейства кошачьих. Это у него получилось прекрасно , он подкрадывался к Ариадне неслышно и мягко , думая ,что она спит . Когда она просыпалась ,он мгновенно , как кошка отпрыгивал и прятался . И так он подкрадывался к ней все ближе и ближе и наконец уснул у неё на коленях. Это было очень красиво . Но не понятно , почему все же Бахус был леопардом . Это никак не связано с мифологией . Леопарды , гепарды и львы были в свите Бахуса , но сам он ассоциировался чаще с быком и даже с козлом.
Но как бы то ни было … этот Бахус был прекрасен и пел хорошо .
И все это несмотря на то , что накануне, 4-го августа Йонасу пришлось совершить творческий подвиг - заменить внезапно заболевшего Петра Бечалу в Богеме.
Йонас сообщает об этом на своей странице в Фейсбук :
" Два Рудольфа для Анны Нетребко. Бечала играет , Кауфманн поет ".
Сообщение естественно на немецком , и насколько я поняла из перевода , он пел за сценой по нотам на пюпитре , а Бечала работал на сцене - открывал только рот , наверное !:))
На этом снимке Бечала выглядит победителем , и не расстроился ничуть:
P.S. Для тех , кто дочитал до конца :
Ариадна транслировалась на сайте medici.tv и до сих пор запись трансляции висит на сайте . Её можно еще пока посмотреть. У меня есть подписка на месяц , и я как подписчик , имею право пригласить двух человек на 15ти дневный абсолютно бесплатный просмотр всего того ,что есть на этом сайте , включая Ариадну естественно.
Так что, если есть желающие , пишите в личку свои имя фамилию и адрес эл почты . Приглашение будет выслано первым двум желающим.