Владимир Галузин
так случилось ,что много лет тому назад в Пиковой Даме мне довелось услышать и никогда уже не забыть эту фразу в первой сцене с Лизой : “…одну минуту ! Что вам стоит? …” Это было произнесенопропето убедительно , тихим вкрадчивым голосом так ,как будто он боялся вспугнуть эту и без того напуганную птичку и вместе с тем с такой смиренной мольбой в голосе ,что каждый при этом мог подумать ,ну и правда ,ну и что тебе в самом деле стОит ,не уходи ! Столько полутонов и оттенков в одной только фразе . А если смотреть ВЕСЬ спектакль ! Как много эмоций читалось в его игре ,сочетающейся с прекрасным вокальным исполнением. С тех самых пор каждый раз вместе с Артистом приходит этот ” полет души”, который захватывает и увлекает так ,что перестаешь в конце концов анализировать детали и увлеченный этой рекой обаяния ,приходишь в себя только когда уже все кончилось , и цветы и поклоны.
На этот раз, Пиковая Дама в постановке Темирканова. Мне показалось ,что в первом действии Артист был немного скован в движении и голосе ,с жесткими ,какими то скрипучими верхами. Этот белый парик ,этот плащ ,за который Герман все время держался двумя руками - они как будто бы не давали свободы движению и голосу. И даже сцена первой встречи с Лизой не прозвучала на этот раз. Совсем. Может быть , это была экономия сил для следующих двух действий,может быть . Потому что уже в сцене с портретом графини фраза “ Гляжу я на тебя и НЕ-Н-Н-навижу ! А насмотреться вдоволь не могу !» была пропета с такой страстью, что открыла мощный поток энергии, устремившейся в зал. И далее опять - это тихое почти шепотом произнесенное о тайне трех карт -“зачем вам она” ? Фраза ,повторенная два раза с убывающей громкостью и усилением вкрадчиво-смиренных оттенков в голосе.
Артистическое обаяние сродни гипнозу. Когда такой артист появляется на сцене, внимание невольно захватывается только им и невозможно уследить дотошно за всеми остальными действующими лицами. Но ,тем не менее, отвлекающие и активно мешающие факторы вторгаются в канву действия ,вызывая досаду. И “фефекты фикции” некоторых артистов и прелести оркестра ,живущего какой -то своей , непонятной нам жизнью. Об этом уже и говорили и писали .
Добавлю только, что из четырех с половиной часов спектакля (почти как у Вагнера !) часа полтора потрачено на смену декораций. Из них ,по крайней мере 30 минут - в промежутках между сценами - в полной темноте . В такие минуты с нежностью вспоминается постановка Галибина ,когда воздушные летучие занавеси , легко и быстро передвигаясь по сцене, делят её на несколько разных планов. В таком случае замена декорации занимает несколько секунд и можно сказать естественно включается в сценическое действие. Да и костюмы в галибинской постановке тоже более легкие и элегантные ,что многим из исполнителей гораздо более “к лицу” .
И всё же , вопреки этим коварным обстоятельствам, вокальное мастерство и драматический талант главного героя приковывают и захватывают зал целиком. “Изменчивый, как дети, в каждой мине” - череда эмоций , сменяющих друг друга за доли секунды, их можно и отметить и восхититься, но остановить невозможно, потому что они неуловимы. ..
Пиковая Дама 27 октября.
В роли другого игрока Владимир Васильевич был органичен с самого начала и до конца и ,главное, как мне показалось, был больше доволен собой. Это было заметно ,ибо та легкость с которой исполнялись эти мелко рваные кусочки музыки(да простит меня автор музыки ,не доросла я еще до оперного Прокофьева !) свобода движений и артистичность не могли бы возникнуть без истинного и явного удовольствия , c которым исполнялась роль.
Игрок 24 октября :