Попалось мне на днях на глаза свеженькое интервью в Opera on Line
”Пять вопросов Филиппу Слаю”. Не знаю , как для других , но для меня это имя стало известно из трансляции оперы "Дон Джованни" из Экс эн Прованса в июле месяце . Те рецензии , что я видела, касались этого спектакля совсем немного. Вначале спектакль раздражал своей нарочитой неряшливостью постановки , но потом это впечатление прошло , когда стало понятно, что это буффонада - клоунада - эпатаж . Всё понарошку , всё не в серьез , все артисты на виду на сцене и вне сцены , да и сцена то это голые доски и без кулис . Дело в том , что перед нами разыгрывают сцены из Оперы Моцарта “ Дон Джованни “ , не более . Артисты тут же на сцене гримируются и перекусывают , переодеваются, одеваются , раздеваются , все эти растрепанные парики , яркий небрежный грим, тряпки , свисающие с потолка лампочки , взлетающие шелковые занавесы и на палках занавески поменьше, командор босиком и в пиджаке на голое тело , почти как гопник ( извините ) - пародия на Командора в сущности , спето прекрасным басом David Leigh.
А ведь всё это и есть «dramma giocoso» - т.е.комическая опера , как её задумали Фольфганг Амадей Моцарт и автор либретто Лоренцо Да Понте . Это потом уже , позже , опера превратилась в мистическую драму , может быть именно потому , что не всегда исполнялся бодрый и жизнерадостный финальный секстет после исчезновения Дона. Вообще то наличие этого секстета дает режиссерам большую свободу для фантазий . Вот например , помню , в постановке Роберта Карсона в Ла Скала с Петером Маттеи (2011 год ) - Дон оживает , выходя предположительно из ада , невероятно элегантный , весь окутанный облаком дыма и тоже с дымящейся сигаретой . Но при этом все остальные действующие и поющие лица опускаются вниз вместе с частью сцены , окутанные этим же дымом . Может кто-то из них заслуживает ада больше , чем сам Джованни ? А красавец Дон - Петр Маттеи остается наверху и эффектно выстреливает сигаретой при последнем аккорде секстета.
В нынешней постановке в ЭксЭн Провансе секстет есть , и оттенок мистики тоже , страшно все же немного в сцене наказания Дона ( и в основном за исполнителя , уж больно рискованно и резко он себя бросает ) и совсем не трагично в финале . Герои поют о том , как хорошо они будут жить после смерти Дона . А на самом деле торжествуют только Донна Анна и Дон Оттавио . Остальные персонажи - Донна Эльвира , Церлина и служанка Донны Эльвиры собирают разбросанные остатки его одежды и грустят по ушедшему Дону.
Если честно , то постановка мало интересна в целом и уж тем более не красива , её связал воедино и украсил главный исполнитель, без которого не стоило бы наверное о ней и вспоминать . За исключением одного момента : Во время убиения Дона на заднем плане возникает громадное изображение великолепной статуи Энн Хроми « Плащ совести» или Командор , или Пьета . Такая статуя стоит в Праге у Гос театра , в котором Моцарт дирижировал премьерой оперы в 1787году . Я эту скульптуру видела также в Зальцбурге где она размещена в нише правой стены собора снаружи .
Начнем с увертюры , потому что это не только музыка . С самого начала увертюры оперы Дон уже на сцене. На протяжении первых из 30 -ти минорных тактов он выходит к рампе и устремляет тяжелый гипнотический взгляд в зал , как бы в поисках очередной жертвы . Но потом , когда звучит мажорная часть , он уже уверенно и бодро управляет всем , что происходит на сцене, легкими широкими прыжками передвигается по сцене , как бы летая над нею . Под музыку увертюры Дон зажигает световые пятна прожектора и собирает их вместе в центре сцены , ловит рукой горящую лампочку , что спускается сверху . Держит ее немного и показывает нам , зрителям , что с его ладонью ничего не случилось , а потом сжимает руку в энергичный кулак, как бы захватывая им всех нас.
Click to view
При первом просмотре трансляции спектакля из Экс эн Прованса подумалось , что наверное это такая режиссерская задумка : один Дон , балетный, танцует , а другой - оперный Дон , будет петь . Потому что не может же поющий артист двигаться с такой грацией , летать под музыку по сцене , прыгать высоко и быть таким по балетному тонким и точным в движениях .
Но вот, после арии Лепорелло , начинается сцена в доме Командора с донной Анной - и тут … та … дам ! появляется этот балетный Дон и ….поёт ! Приятного тембра сильный бархатный баритон и хорошая дикция . Тут уже стало любопытно - Кто такой ? А это и есть Philippe Sly , молодой канадский артист . Ему ещё нет и тридцати , но , когда ему было 23 года он уже успел получить первую премию на фестивале в Монреале . У него записано уже три персональных диска ( а мы не знали ! )с серьезным хорошим репертуаром (Шуман , Шуберт , Равель , Рамо, Малер и английские песни начала 20-го века “Love’s Minstrels”). А также успел спеть Фигаро в опере Сан Франциско в очень неплохой компании : Лизетт Оропеза и Лука Пизарони - и трижды спеть Гульельмо в Cosi - в Сан Франциско, в Лос Анжелесе и в Парижской опере. Еще было несколько recital , участие в Мессии Генделя и многое других событий - об этом можно узнать на офсайте Philippe Sly.(
http://www.philippesly.com/)
Видео из спектакля :
Это дуэт Дона и Церлины . У них получилась очаровательно легкомысленная игра , церемонный танец обольщения , в котором кокетка Церлина демонстрирует свою полную готовность к соблазнению . И почему тогда коварным соблазнителем все считают Дона ?
Click to view
Знаменитая "ария с шампанским " превратилась в безумную эпатажную акробатически- гимнастическую композицию , в конце которой исполняется сальто . Но при этом певец ни на секунду не теряет ни голоса , ни дыхания , в нем энергии столько же, сколько её у пятилетнего ребёнка , который должен все время двигаться и подпрыгивать от избытка сил , которым нет конца. . В азарте своём после сальто Дон теряет ориентацию в пространстве и чуть не вылетает за пределы сцены . Хорошо , что есть верный Лепорелло , он перехватывает его и удерживает от вылетания в закулисье . Учитывая серьезность подхода певца к своему репертуару , содержание его записей и уже изданных дисков , я думаю , что сам Филипп вряд ли это задумал . Предполагаю, что режиссер захотел воспользоваться его возможностями и способностями к красивому активному движению на сцене , скажем так . А против режиссера не попрешь . Но это все только мои предположения . Даю только ссылку , строгим сторонникам академизма в опере открывать осторожно.:))
https://m.youtube.com/watch?v=7_V2MHnMpEg И , кстати, в конце первого действия , кода все участники уходят со сцены , чинно спускаясь по лесенкам , наш герой улетает в высоком прыжке , ныряя со сцены куда- то в темноту.
А вот Серенада под аккомпанемент мандолины - это совсем другое : Серенада была спета на опьяняющем половинном дыхании , голосом в пол силы , с иронией и спокойной улыбкой уверенности , в том ,что она непременно достигнет цели , нечего и стараться . Результат последовал немедленно - служанка Донны Эльвиры плавно поднимается , как заворожённая подходит к Дону и обнимает его . И вот опять вопрос , почему же его называют соблазнителем и развратником ? За убийство командора , избиение Мазетто и множество других хулиганских поступков - да , судить надо, но не за победы же над женщинами, которые сами бегут навстречу этой победе - такова может быть основная идея оперы в постановке Jean-François Sivadier's ?
Сцена наказания , где обнаженный Дон погибает под ударами Командора , где его корчит и прибивает к земле , швыряет и распинает какая то потустороння сила , такая мощная , что даже поддержка верного Лепорелло не помогает. Все это происходит в ярком круге света - сцена эта выполнена артистом настолько пластически выразительно , что опять вызывает удивление - откуда у оперного певца столько прекрасной пластики ? Тоже ссылка только . Осторожно !
https://youtu.be/UVg3Z7bZohEUPD : Запись убрали ,увы! если найду другую , выложу вместо неё.
Филипп поет без усилий всюду (и в этой постановке и в записях ) , моделируя силу звучания и его высоту легко и свободно , незаметно для зрителя и не прерывая дыхания . И при этом он все время в движении, обыгрывая любую ситуацию и смеша хулиганскими выходками , вроде кражи маленького кинжала то у Мазетто , то у Анны или изображая пантомимой “безумие “ Эльвиры перед Лепорелло .Что касается его голоса , который классифицируется как бас - баритон , то оставим анализ профессионалам . Мне только показалось , что нижние ноты иногда пропадают и певец более уверен в диапазоне баритональном . Но , он ведь еще молод и всего может достичь , если потребуется .
С гибелью Дона статуя “Плащ свести- Командор “ исчезает , остается только дымящаяся черная ниша с её силуэтом . И кажется , что это конец . Но увы , нет ! Поникший Дон через некоторое начинает замечать присутствующих женщин , распрямляется , дотрагивается до них , но, поскольку он уже по-видимому дух , а не человек , они этого не замечают . Дон видит свои руки и подносит их к лицу , делает резкий жест рукой в право и все поющие послушно отклоняются вправо , отводит руку влево и они опять послушны движению его руки. И здесь он осознает , что по-прежнему в силе и управление людьми ему подвластно . Несколько безумных прыжков радости и вот , с последними тактами секстета, Дон медленно выходит к рампе и опять , как и в начале увертюры, пристальным взглядом устремляется нагло в зал .
Высматривает следующую жертву . Занавес.
Что касается других участников , то все были вокально вполне совершенны , а женщины еще и красавицы, все как одна . Павол Бреслик , к сожалению , не восхитил, может быть партия Дона Оттавио в принципе такова ? Мне вот ни в одном из виденных мною вариантов “Дона Джованни” Дон Оттавио не приглянулся - всегда занудные нытики , все как один . Что касается Лепорелло - Nahuel Di Pierro , то тут тоже сказать нечего . Бывает иногда , что Лепорелло выглядит интереснее Дона , например в нашем Мариинском варианте . Но здесь , несмотря на хорошие вокальные данные Nahuel Di Pierro, партия Лепорелло оказалась малозначительной , и не смешной , несмотря на его заметные усилия . Полная запись оперы лежит пока(до 10 октября ) на сайте medici . tv и на ютубе -
https://youtu.be/bOtqBWLeckc.
Ближайшие планы Филиппа Слая интересны : прямо сейчас с 28 сентября у него Гульельмо (Cosi) в Palais Garnier. Блок этот продлится до 21 октября, так что наш российский десант , высаживающийся в Париже , чтобы посмотреть на другого Дона ( Карлоса) , имеет возможность посмотреть и эти Cosi . Это как раз такая постановка , где поющих героев дублируют танцующие , что само по себе любопытно и вызывало дискуссии в марте этого года , когда исполнялся первый блок оперы . Хотя, Филиппа можно было бы и не дублировать танцовщиком , он справился бы сам - и за поющего и за танцующего !
В январе 2018 -го у Филиппа участие в постановке Клауса Гута “Иеффай “ Генделя Opera National de Paris. Потом Барбикан Холл (St John Passion) , Монреаль ( Матьё , Сибелиус ) и наконец - следующий Дон Джованни - теперь в Лионской опере .
Дальнейшие планы Филипп дополнил в своем интервью в Opera online : У него есть проект - в марте 2018 -го в Концертном зале, Вильфавар, Франция исполнить и потом записать “Зимний путь” Шуберта (!), с инструментальным ансамблем , в котором он будет также играть на инструменте колесная лира или hurdy-gurdy, сам аккомпанируя своему пению. А в ноябре он отправляется в Японию как участник оперы Мессиана “Saint Francis of Assisi”.
Заманчиво нестандартно и очень интересно . Очень хотелось бы увидеть его на наших сценах , хотя бы в recital Шуберта и Шумана , и особенно в Зимнем Пути . .
Есть несколько хороших видео роликов , которые сняты его братом - Мэтью Слаем . Ролики эти сняты художественно и очень профессионально и дают хорошее представление о возможностях Филиппа как сольного исполнителя Шуберта , Малера , Рамо .
Click to view
Click to view