АИДА , Мюнхен , 7 октября 2015 , Баварская опера

Oct 13, 2015 18:14




Много уже написано про этот спектакль , добавлю только свои пять копеек и фотографии .
Мне нравится декорации своей лаконичностью линий и цвета , простотой и легкостью конструкций и их бесперебойной работой - в конце концов , динамичность сценических конструкций и хорошая работа очень важны для впечатления о спектакле ( привет нашему паровозу в балете «Анна Каренина «) . Простые вертикальные конструкции с проемами и задвигающимися дверями . Это не мешает восприятию , не отвлекает от действия , но весьма помогает ему при медленном вращении сцены в некоторых сценах , когда время вращения совпадает с длительностью арии и дуэта . Пространство и время действия приходят и уходят одновременно .

Черные костюмы воинов и всех второстепенных персонажей напоминают древний Египет , графически точны и красивы. Время действия не определено , костюмы главных персонажей золотого цвета , неотъемлемая их часть кираса - не эстетична и нелепа, но здесь именно она говорит о принадлежности к высокому сословию . Ну , об этом не будем - итак все ясно .

Второй промах постановщиков - это свет , он направлен так , что лица практически всегда в тени , как во время действия , так и на поклонах . Может быть это тоже есть творческий замысел , но ничего , кроме раздражения он не вызывает . Стоит только удивляться , почему с 2009 года (время первой постановки ) этого не исправили .

Через весь спектакль проходит тема крови, насилия , убийства - это суть войны , при которой все , обычно даже самые приличные люди ,становятся преступниками , вольными или невольными . Кровью иcпачкана даже программа спектакля - почти на каждой странице есть следы крови . Кровью на первой обложке выведена надпись :”Liebst du ?”- " ты любишь ?"

И пример тому сам Радамес - он такой же как все , здесь он никак вначале не выделен из других , хотя по либретто Антонио Гисланцони он - начальник дворцовой стражи. Неожиданная честь , на него свалившаяся , его нисколько не радует . Он только подчиняется ,теперь он невольный организатор , наблюдатель и участник преступлений . Он вынужден на все смотреть , все видеть , но не может ничего изменить и отменить . Он подчинен своей судьбе и это его угнетает . Можно сказать , что это повесть о несчастном Радамесе. Никакие триумфы не радуют его , он возвращается к своей Аиде и ему ничего более не нужно . Герой поневоле , а тут еще и Амнерис со своей любовью , со своими интригами и хитростью. Очень современное и актуальное прочтение привычно красивой героическо - исторической драмы о любви военачальника и рабыни .

Все преступления - резня , изнасилования , убийства - показаны условно , с чувством меры , но достаточно понятно , о чем речь . Натурализм допущен только в сцене жертвоприношения Пта , когда жертва лежит неподвижно в центре сцены с надрезанным горлом , из которого капает кровь .

Исполнительская часть сильна ( ну , разумеется, все после Йонаса Кауфманна) в первую очередь самой Аидой - Крассимира Стоянова - сопрано исключительной красоты и техники , поет без усилий , как дышит , легко и органично . Амнерис - Анна Смирнова - тоже отличное исполнение , загадочна и необъяснима , практически все время неотрывно смотрит на портрет , возможно это портрет Радамеса и автор хотел поведать нам о маниакальной любви ? Даже в сцене смерти Аиды и Радамеса , Амнерис сидит на полу в углу сцены и пристально вглядывается в портрет , держа его в руках . Амонасро - Франко Вассало - очень сильный баритон , совсем не дряхлый царь Эфиопии , каким его обычно представляют , нет, это характер . Рамфис - Айн Ангер разочаровал своим исполнением , не хватило басовой наполненности голоса , хотя харизматичности в нем как всегда достаточно много . Царь Египта - Марко Спотти тоже прекрасен .

Сцена суда над Радамесом всегда приводит в трепет , но здесь еще добавляет эмоции резкий контраст между независимым и гордым видом Радамеса и зловещими судьями с закрытыми лицами . Жаль только , что голос Рамфиса звучал недостаточно грозно, как этого бы хотелось . И в конце концов , сколько ни сопротивляйся , обстоятельства сильнее - поверженный - Радамес падает , сцена уезжает , увозя его с собой .

Последняя сцена решена условно как двойное самоубийство . Совершенно пустая сцена с подсвеченным снизу полом . Радамес на коленях в середине сцены уже без кирасы , символа власти - она снята и стоит рядом с ним на полу . Сначала Аида режет себе вены в углу поля сцены и кровь двумя аккуратными лужицами скапливается на сцене . При встрече Радамес перевязывает Аиде её надрезанные вены , но это не помогает и она умирает у него на руках . А после смерти Аиды Радамес берет в руки нож и надрезает вены , при этом вокруг них смыкается кольцо из толпы - хора в черном , сжимаясь все сильнее , все больше сужая пространство вокруг них.

Хор - это , пожалуй , одна из самых сильных сторон постановки , именно в этой постановке становится понятно , насколько прекрасны хоровые партии и как их много в этой опере .

















Поклоны . Прием горячий , вызовы на сцену перед занавесом . Не знаю , сколько их было , я ушла на седьмом .








Постановка эта в целом интересна трактовкой сюжета и образов главных и не главных героев . И даже несмотря на явные недостатки в костюмных решениях, хотелось бы иметь её запись !

Марко Спотти, Крассимира Стоянова, опера, Йонас Кауфманн, Анна Смирнова, Айн Ангер, Баварская опера

Previous post Next post
Up