/фото с сайта театра/
Пролог перед занавесом - Дроссельмейер представляет нам Щелкунчика и Машу в образе кукол. Т.е. сразу ясно , что главные герои этого представления - куклы , с этого начинается сказка этим и заканчивается . Постановка Начо Дуато лишена гофмановской мистики , это конечно же сказка , но она , прежде всего , для детей и потому совсем не страшная и даже смешная. Вот в таком легком ключе , содержащем долю романтики и долю сценического юмора и поставлена сказка о Щелкунчике и Маше в Михайловском театре .
Нет акцента на мистике , нет и драмы при обратном превращении принца в Щелкунчика . Все легко и естественно.
Дроссельмейер - персонаж добрый и открытый , полный оптимизма и радости . Сердится он только на неистового Фрица . Внешне , Дроссельмейер - это почти гибрид Петра Первого с Сальвадором Дали .
Все сцены с мышами просто смешны , также как и сам Король мышей .
Сценически интересно решено превращение Щелкунчика в принца . Маша убегает от короля мышей и с каждой её пробежкой по сцене кукла становится все больше и больше и наконец Щелкунчик размером с Леню Сарафанова появляется , ведомый Машей за руку . Его превращение из механической куклы в человека происходит на глазах и очень быстро - чисто пластически - прерывистые движения куклы становятся плавными , как у человека , и всё .
Сражение Щелкунчика и его солдатиков с мышами тоже динамично и весело . Принц - Ленечка - мотылек , легок и изящен как всегда. Но финальное втыкание шпаги в живот мышиного короля происходит достаточно кровожадно и с энтузиазмом. Интересен способ, каким потом мышки удаляют своего раненого короля со сцены - они выкладывают каток из своих тел , скользя по которым Главный Мышь перекатывается за кулису .
Танцы в первом действии :
Коломбина и Пьеро ( Астхик Оганнесян и Йонен Такано) и Мавр ( Сергей Стрелков) :
Холодный Вальс снежинок на фоне черного леса с ледяными сосульками наверху . И сами снежинки тоже частично ледяные .
Второе действие - это дивертисмент из отдельных номеров , не связанных ни сюжетом , ни сценографией . Один только раз Маша и Принц видят этих персонажей по пути в сказку . Потом их на сцене просто нет , они не участвуют в действии , не наблюдают за действием, как это бывает в разных постановках , но появляются в конце для исполнения большого па-де-де .
Начинается второе действие испанским танцем . Очень яркое оформление и хореография истинного испанца Начо . Но в исполнении хотелось бы увидеть больше " желания быть испанцем" . Может быть у других исполнителей получится ! Хочется надеяться , что такая настоящая испанская хореография найдет и настоящее воплощение в театре. Валерия Запасникова и Андрей Касьяненко :
Очень понравился восточный танец - дева изящная ( Ирина Перрен) и два очень колоритных пузатеньких партнера - усы , эспаньолки , необъятные шаровары . Номер дополняется большим черным лоснящимся и искрящимся змеем , медленно обходящим сцену по окружности .
Русский танец не традиционен и даже очень . Поставлен в стиле удалого мужского ансамбля песни и пляски - майки ,брюки и матросские фуражки с цветком .
Французский танец графичен и точен- Марио Лабрадор И Сабина Яппарова . А главный герой, мне кажется , напоминает нам кое кого из очень известных исполнителей своим обликом и пластикой рук :
Можно сказать , что все второе действие это легкая забавная пародия на серьезного Щелкунчика , так хорошо известного во всем мире . Но дети , которых в зале было очень много принимали представление очень хорошо . За мною сидела девочка , которая несколько раз пихнула меня в спину своим ножками . Когда я повернулась , чтобы попросить её вести себя спокойнее , я поняла ,что это бесполезно - она восхищенно уставилась на сцену и так была поглощена происходящим , что ничего не осознавала вокруг.
Розовый вальс :
На поклонах хореограф вышел с постановочной командой и был непривычно оживлен и весел . Обычно он очень серьезен и недолго присутствует на сцене для поклонов , затем быстро удаляется. На третье поднятие занавеса он просто вылетел на сцену одним прыжком . Жаль , эти снимки не получились . Вот всего два снимка с поклонов :
Премьера удалась ! И это уже становится традицией для балета Михайловского театра . Надо , надо пойти еще , посмотреть другие составы .
Жаль только , что Начо Дуато покидает Михайловский театр . Что-то будет без него ? Он так быстро и хорошо возродил и подтянул балетную труппу , было бы обидно это все потерять .
Про то , как сильно зависит состояние балетной трупы от состояния её художественного руководителя (или его и.о.) мы уже знаем …