Click to view
О масштабности и качестве этого спектакля сказать нечего , кроме восторженных восклицаний и похвал. С вокальной и музыкальной точки зрения это как раз тот случай , когда придраться наверное не к чему . Есть небольшие помарки у некоторых солистов , но это ведь нормально ! Думаю ,что много еще будет сказано всяких слов про постановку и про неординарность образов Лоэнгрина и Эльзы .
Поскольку я смотрела трансляцию в кинотеатре , то расскажу ,что поведали нам создатели спектакля в антрактах. Эти интервью отличны от тех , что давали по Культуре .
Основные концепции в трактовке образов Лоэнгрина и Эльзы высказали двое
:
исполнитель главной роли - Йонас Кауфманн и режиссер - Клаус Гут.
В интервью Святославу Бэлзе Йонас сказал сразу , что скорее всего его точка зрения нас удивит . И вот почему - его вывод из многократного прослушивания и анализа музыки Вагнера таков : Лоэнгрин не такой уж неуязвимый и сильный , как это принято считать . Он скорее всего в первый раз послан на землю для того , чтобы помочь людям , поэтому не всегда знает как, поэтому он неопытен и робок . Поэтому он ждет помощи от Эльзы . Он так страдает нравственно потому, что послан не по своей воле и не знает что ему надо , а что не надо делать.
Не помню , было ли это сказано , но добавлю от себя - и физически тоже . Эти его конвульсии и подергивания - есть результат перехода из волшебной (астральной ?) области в физическую , инициация по воле высших . Мне кажется ,что автор достаточно неординарно решил вопрос прихода рыцаря , защитившего честь Эльзы - скорчившийся и растерянный , Лоэнгрин пришел в этот мир босым.
Да и вообще не было ладьи с лебедем , были только перышки и призрак лебедя с одним крылом ,время от времени появляющийся на сцене , но видят его, похоже ,только Эльза и может быть , сам Лоэнгрин.
Клаус Гут в своих интервью , говорил также о том , что появление Лоэнгрина это воплощение стремлений человека к чудесам , к волшебным превращениям , которые и в эпоху Вагнера было достаточно сильны, как , впрочем, и в любую другую эпоху тоже . Кроме того , оказывается был реальный случай (во времена Вагнера или другие ,не помню точно) - появление в Германии человека , называвшего себя рыцарем , защитником , посланным с миссией неизвестно откуда и неизвестно кем. Этот человек не помнил своего имени и не мог сказать откуда он пришел.
Что касается характера Эльзы , то Гут полагает , что её трудное детство ( потеря родителей ), пропажа брата , предложение опекуна - Тельрамунда , бывшего ей отцом , а потом пожелавшего стать мужем и любовником - все это отразилось на её психическом состоянии и поэтому она ведет себя не вполне адекватно здоровому человеку ( подергивания , обмороки, спазмы, похожие на эпилепсию). Ну ,что ж, и с этим тоже трудно не согласиться , не каждому человеку , испытавшему такие трудности , посчастливится оставаться вполне нормальным.
Об отношениях Эльзы и Лоэнгрина и обо всем , что происходит из-за того, что Эльза не сдержала слово и потребовала открыть тайну рыцаря : это Клаус Гут тоже считает одной из основных тем жизни вообще и его постановки в частности. Даже между искренне любящими часто стоит непонимание и невозможность проникнуться идеями другого. Вот в этом и есть драма Эльзы , потерявшей своего защитника и мужа .
Интересный факт высказал художник по костюмам : свадебное платье Эльзы в точности повторяет наряд Клаудии Кардинале в фильме Лукино Висконти "Леопард". И такое же платье , только в черном цвете , надето на Ортруде (Эвелин Херлитциус).
И в заключение , хочется поблагодарить канал Культура за трансляцию этого события . Все же это первая трансляция спектакля , открывающего сезон в Скале , в котором не пела Анннушка Нетребко ! :))
Святослав Бэлза закончил интервью с Йонасом Кауфманном словами - теперь мы будем следить за вашими рыцарскими подвигами ! Чем , как мне показалось, немного озадачил артиста ..:)
И все же, теперь появилась небольшая надежда на то , что Йонас станет наконец известен в России также хорошо , как во всем остальном мире.
Но , вернувшись домой после просмотра в кинотеатре , я прокрутила запись телетрансляции и стало скучно - мутное изображение, выхолощенный звук , объем картинки ограничен естественно экраном телевизора - разумеется , это лучше , чем ничего . Но, все же абсолютно пропадает ощущение присутствия в центре мощного звукового потока и изображения .
Как гласит арабская поговорка : Луна светит ярко, а солнце еще ярче.
• Пусть луна будет , а мы все же будем смотреть на солнце !