О красной кофточке и не только...

Sep 29, 2011 18:34

В последнее время я вдруг заметила, как в современную молодёжную моду
вернулась вышивка. Возможно, она и не исчезала никуда, и может это не новость, но на
вышивку гладью на изделиях из трикотажа и из джинсовой ткани я обратила внимание недавно.
Вот и вчера, на джинсовой курточке невестки я с удивлением разглядела
вышитые гладью цветы. Что-то это мне мучительно напоминало.

Со старыми вещами я расстаюсь легко и без сожаления, но есть две вещи, с которыми,
навсегда покидая свой харьковский дом, я не смогла расстаться. Их всего две.
Это не просто необходимые в жизни вещи, а именно те, коснувшись которых, я могу мысленно остановить ускользающее время и вспомнить людей, которых уже нет со мной. Вещи тоже ещё помнят их тепло и связанные с ними счастливые мгновенья. Я подошла к шкафу и вытащила заветный кулёк.

...Моё выпускное школьное платье из светло кремового креп жоржета хранит прикосновения терпеливых и трудолюбивых маминых рук. Простенький фасон: рукавчики фонариком и юбка шестиклинка, только каждый клин снизу доверху заполнен оборочками, по пятнадцать оборочек в каждом. Итого, почти сто оборочек!!! Сколько труда было вложено в его выполнение, и сколько вечеров она провела, склонившись над ним у швейной машинки? Разве я могла тогда по-настоящему оценить это всё?

И как счастлива была в нём в день выпускного вечера шестнадцатилетняя вчерашняя школьница, с косой и большим белым капроновым бантом. Я вижу её со стороны.
Вот она, впервые ставшая на каблучки, в белых лаковых лодочках, без устали кружит в нескончаемом вальсе с сержантом пожарного училища. Школа была смешанная, но мальчиков было мало и для усиления мужского контингента пригласили ребят из соседнего пожарного училища. Мелькает на танцевальном пятачке мягкими волнами юбочка, плавно многочисленными змейками оборок извиваясь на поворотах, а я ищу счастливыми глазами маму среди собравшихся в кружок родителей.
Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса...
И понеслась память-птица, не остановить...
...Канун Нового Года, кажется 1954. Я уже взрослая мне 13, но, как маленькая, жду сюрприза. И получаю его неожиданно от папы. Он возвращается из очередной командировки в Москву, я в нетерпеливом ожидании,
когда он раскроет чемодан. И вот, наконец, папа протягивает мне что-то завёрнутое в белую тонкую простынку. Я раскрываю пакет, а там - ярко красная шерстяная кофточка, необыкновенной красоты, с вышитыми на ней гладью яркими бирюзовыми с белым цветами, и моей радости нет конца. Много ли нужно ребёнку для счастья? И я была счастлива, хотя,честно говоря, по размеру тогда она была на меня слегка великовата. Думала ли я, что сегодня, спустя полвека, буду держать её в руках, и она сохранит свой вид. В те времена наша дружба и торговля Советского Союза с Китаем были в расцвете.

Помните слова песни «Москва- Пекин»: «Русский с китайцем - братья навек...»
Китайских товаров было много, нужно было только достать или наскочить на продажу, и те, кому это удавалось, могли стать их счастливыми владельцами. Это не так, как сейчас, когда мировой рынок наводнён китайской продукцией не самого высокого качества.
Кофточка отличалась не только красотой, но и, в отличие, от китайских товаров сегодня, потрясающим качеством. Это подтверждено временем. Я её любила и бережно с ней обращалась, это ведь был папин новогодний подарок.
За это она платила мне своим всегда отличным видом, хотя она почти моя ровесница.
Если вещи наделены памятью, то она тоже всё помнит.

...Девятый класс, я у подруги, на мне она, моя любимая красная кофточка. Мы весело болтаем с друзьями на балконе, в руках у меня гитара. Играть я не умею, а просто мечтательно перебираю струны, а наш соученик незаметно меня фотографирует.
Хорошая, кстати, фотография получилась.

Может она помнит, как в ней я в компании институтских друзей гуляю по Ленинграду, во время незабываемых студенческих каникул на третьем курсе. Я уехала, не сообщив свои ленинградские координаты, своему однокурснику
Он каким-то непонятным образом разыскал меня через ленинградское адресное бюро. А когда мы встретились, на моё удивление он невозмутимо ответил: «Я искал тебя по красной кофточке с бирюзовыми цветами!»

Шли годы, и я носила её уже, будучи взрослой, и после замужества, а она всё не выходила из моды, не теряла форму и цвет. Правда прежнюю форму теряла я, и теперь она уже не грела меня, а просто освещала и оттеняла вещи, в дополнение к которым была надета. И, что удивительно, она каждый раз, как новая, вызывала восхищение. Может быть, её сочный цвет скрашивал серые будни, но я всегда носила её с удовольствием.
Помню, как-то по работе я в своей неизменной красной кофточке зашла в кабинет начальника техотдела нашего проектного института, человека сурового и неулыбчивого. Каково же было моё удивление, когда Константин Дмитриевич, с которым, кроме, как по работе, я не обменялась ни единым словом и которого в глубине души даже побаивалась, вдруг произнёс: «Никогда не видел более красивой кофточки!»

Ей и сегодня уже больше пятидесяти, она всё также привлекательна, не потеряла свой цвет и форму, не выгорели цветы. Если бы не изменилась её хозяйка и могла надеть её, она бы ещё вполне была в моде. Могу с уверенностью сказать, что не только для тех непритязательных лет вечного дефицита, она сохранила свою красоту и привлекательность Правильно говорят, что мода возвращается.

Вот и захотелось мне с благодарностью сказать: «Слава китайскому производителю!» за эту замечательную красную кофточку из Поднебесной, напомнившую мне далёкое прошлое, куда мне уже никогда не вернуться.
PS. Я предполагала, что вы мне не поверите.
Это она.




28.12.2006 год.
Previous post Next post
Up