Собственно, тот момент, когда принято решение о свадьбе (а не о простой регистрации), значит, что вы уже подписались на то, чтобы провести этот день не для себя, а для тех, кого вы пригласите на торжество. В этом решении коварно таится возможность огромных трат и усталости, но такое решение дает беспрецедентный шанс увидеть всех своих родных и близких, которые живут в разных концах земли и перезнакомить две разные семьи, которые теперь становятся едиными, связываясь через молодоженов и их будущих потомков. Еще большее удовольствие и радость получают родные, которые не видятся между собой годами и встречаются только на свадьбах да похоронах. И дай Бог, чтобы первых поводов было в разы больше чем последних...
Итак, вечером того дня когда мы подали заявление в ЗАГС, мы сели составлять список приглашенных. Было уже понятно, что гостей будет много. Во-первых, у нас очень деликатная ситуация в семье, при которой ОЧЕНЬ близких нам родственников невозможно не пригласить, но при этом их никак нельзя сводить вместе или хотя бы сажать за одним столом. А потому вариант "посидеть после росписи в кругу родных" отпадал - нужно было большое скопление народа, чтобы наша враждующая родня затерялась в толпе и не видела бы друг друга. Список мы начали с самых близких родственников, постепенно переходя к тем, с кем мы менее хорошо знакомы. Таким образом, в первоначальном плане у нас оказалось больше 70-ти человек, а банкет мы собирались сделать человек на 40... ну, 50 тоже бы потянули, никак не больше.
Но не стоит думать что все 70 или, не дай бог, 150 человек, о которых вы сначала думаете, придут к вам. И уж, конечно, неправильно сразу после составления первого списка искать зал, который бы вместил всех. Это одно из непреложных свадебных правил: количество гостей будет ровно вдвое меньше, чем вы посчитали в первый раз. Ваша свадьба, конечно, очень важное и радостное событие для всей вашей родни и друзей, но полно и других обстоятельств: кому-то не позволит отправиться в дорогу здоровье, кто-то застрянет на работе или засядет малолетними детьми, другие окажутся слегка беременными, или безденежными, или просто забьют... Одна из наших близких родственниц, например, не приехала на свадьбу, потому что "очень растолстела". Всякое бывает. И хорошо если все это выяснится за месяц или хотя бы пару недель до свадьбы, чтобы вы успели перерасчитать бюджет и списке, взамен отвалившимся гостям. Наш семидесятичеловековый список к последней неделе перед свадьбой сократился ровно до желаемого нами 41 человека, и то еще кое-кого пришлось срочно доприглашать на место тех, кто "не смог". По факту же в день свадьбы не пришли еще двое, просто взяли и не пришли без предупреждения и объяснения причин, чем, расстроили нас, конечно, к а заодно кинули на 100 евро оплаченного банкета каждый. К слову, они до сих пор никак себя не обнаруживают: то ли стыдно им, то ли просто пофиг. Большим подспорьем стало то, что у нас был
хороший ресторан и адекватный менеджер, поэтому мы постоянно оперативно меняли количество персон (и сумму счета) практически до самого дня свадьбы, у нас не требовали 100% предоплаты за всех предполагаемых гостей.
Для всех мы вместе с приглашениями послали большое письмо, которое потом наши гости окрестили "инструкцией по применению свадьбы". А еще мы перевели его на французский для наших иностранных приглашенных. В письме я очень подробно и очень четко описала как, что и где будет проходить, во сколько нужно быть, что одевать, каких подарков мы ждем, а что дарить не стоит, также распечатала карты с маршрутом прохода от метро до ЗАГСа и до ресторана, дала ссылки на сайты всех наших мест. Получилось очень информативно и весело, с шутками, смайликами и комментариями. И это было очень-очень верное решение, я практически не получала звонков с расспросами одного и того же, не нервничала и не раздражалась. В тоже время гости сами между собой обменивались мнениями по письму и разъясняли друг другу какие-то моменты (то что на бумаге написано знамо вернее, чем если кто-то что-то услышал и передает другому).
В письме, например, я попросила не дарить нам цветов, потому что мы уезжали через день в отпуск и они просто загнулись бы без нас. Эту идею, я, кстати, нашла в этом сообществе, она очень крутая. Мало того, что мы, действительно, не успели бы порадоваться этим цветам, уехав, но все это еще и совсем неэкологично, и бессмысленно. Особенно учитывая цены на цветы в Москве и их невразумительное качество. К тому же,
мы уже оплатили гору цветов для украшения банкета и платить второй раз за тоже самое просто глупо. Подумалось, что если гости потратят чуть меньше денег на цветы и чуть больше на подарок ))), или даже просто оставят цветочные деньги себе - будет всем только лучше (кроме торговцев на Киевской, понятно)). Конечно, сразу нам эта затея не удалась - родственники, особенно те кто в возрасте, возопили "Как это поздравлять молодоженов без цветов???", долго обсуждали между собой этот беспорядок, а потом некоторые не удержались и все-таки притащили букеты. Но совсем немногие. Справедливости ради, я написала в письме, что, если кто-то никак не может прийти без цветов, пусть принесет по одному белому тюльпану или розе. В основном все послушались ))
Насчет подарков, мы написали примерно так: если кто-то придумал, что нам подарить, мы будем очень рады принять подарок; если же гости планируют спросить это у нас, то мы сами не знаем, что хотим, поэтому пусть подарят деньги, а мы когда определимся, сами себе все купим. Таким образом, мы не получили сразу пять фотоальбомов, три чайных набора и два миксера. Правда, была одна кофеварка, но она пришлась как раз ко двору )). Ну, и по-мелочи дарили всякое (скатерти, полотенца, бокалы), как правило, те, кто не присутствовал на свадьбе. В основном все гости принесли конверты с деньгами.
Еще в письме-инструкции мы особенно отметили форму одежды - вечерняя. Это было важно, потому что некоторые наши друзья, особенно французы, мягко говоря, не утруждают себя в вопросах стиля. Зато после такого напоминания все были в костюмчиках и даже при галстуках))
Также мы предупредили наших гостей, что не сможем никого размещать у себя и пусть они постараются решить этот вопрос самостоятельно. Естественно, мы занимались только размещением родителей, ну, и еще французов, чтобы снизить им расходы. Остальные останавливались у своих друзей и родственников.
Очень полезными и важными были сделанные в
Яндексе и распечатанные на листе карты, объясняющие, как дойти приглашенным от метро до ЗАГСа и до ресторана.
Ну, и естественно, в своем письме мы еще и еще раз говорили гостям, как рады будем разделить с ними наш самый главный день и как
В последний день я разослала гостям смс с напоминанием времени и места церемонии и банкета, а также с контактом московской подруги, которая могла в реальном времени ответить на вопросы тех, кто заблудился даже по карте (людей не из Москвы и даже не из России было много), чтобы они не обрывали мой, заброшенный на время свадьбы, телефон.
Мы не планировали выкуп, и вообще всю первую половину дня хотели провести наедине с операторами и фотографом. Поэтому старались никому особо не сообщать, где у нас будут сборы. Но как-то все равно вышло так, что мои родители не смогли удержаться, чтобы увидеть доченьку перед свадьбой и приехали к нам в
отель. Ну, а там уж понеслось: пришли французы, которые снимали номер по соседству, потом мои подружки, которые жаждали сделать прическу у моего парикмахера. В общем, проходной двор еще тот получился из номера, хорошо хоть он большой был ))
Немного напрягал момент с
ЗАГСом. Там строгие тетеньки объявили нам при подаче заявления, что впустят не более 20 человек гостей. Т.к. мы не делали различия между приглашенными в ЗАГС и в ресторан, совершенно не было ясно сколько гостей придут на церемонию (до последнего дня некоторые метались и не знали куда они успеют). К счастью, в ЗАГС пришли как раз 20 человек, так что неприятностей не было. Остальные гости подъехали уже на банкет.
Вот наши любимые гости тусуются в ЗАГСе перед церемонией ))
Мы не заказывали транспорт для гостей и всех предупредили, что им придется добираться от места церемонии до ресторана самостоятельно, предложив такси или метро. На метро нужно было проехать всего три станции по кольцу, но мы все равно предполагали, что оснавная часть приглашенных поймает машины (ну, все ж красивые и на каблуках). Но как мы узнали уже позже, все наши гости дружной организованной группой отправились в метро! )) Очень ярко нам потом описывали, как они ехали, все двадцать человек, половина из которых иностранцы, начесанные и накрашенные, на шпильках, в тончайших платьях и в элегантных костюмах с галстуками, а рядом в вагоне расселись парочка бомжей, с большими зловонными пакетами )) Ну, тот еще треш, в общем ))))
Так получилось, что соотношение между молодежью и гостями в возрасте у нас было почти ровное. Поэтому два стола были молодежными, а за другими сидели солидные дяденьки и тетеньки. Но никакого особенного разделения "по кружкам" не было - все общались между друг другом, вместе танцевали, участвовали в конкурсах и остались жутко довольными. А я порадовалась, что мои планы рассадки оправдали себя, и люди сидели с теми с кем им было интересно и важно. Рассаживать гостей за столами было довольно трудно, потому что у нас, как я говорила выше, очень напряженный политический момент, конфронтация между кое-кем из приглашенных. К тому же, все пришлось несколько раз перекраивать, потому что некоторые гости исключались и появлялись другие. А еще наших французских друзей нужно было посадить так, чтобы им было прикольно, и еще чтобы кто-то им желательно попереводил )) Помогла подруга-переводчик, ну, плюс еще я там своих говорящих по английски девчонок к парням-французам подсадила )))
Ни в коем случае не жалеем, что пригласили столько гостей. Жалеем, напротив, что не приехало больше, что кто-то не смог, потому что очень-очень приятно и важно в день свадьбы увидеть, как радуются месте с вами друзья и родные. Хотя хлопотно все это и дорого, да. Но ведь раз в жизни бывает, чего уж теперь ;)