Тестирование дошкольников - дорога в никуда

Apr 21, 2014 09:50

Originally posted by eurekanext at Тестирование дошкольников - дорога в никуда



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации». Прошлый год был отмечен активным общественным обсуждением стандарта дошкольного образования. 17 октября 2013 года он был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, а 14 ноября зарегистрирован Минюстом России. С 1 января 2014 года он вступил в силу.
О том, как удается воплотить на практике идеи стандарта, мы спросили у руководителя группы по разработке ФГОС ДО, директора Федерального института развития образования (ФИРО), академика РАО Александра Асмолова.

- Что такое результаты дошкольного образования и каковы способы их измерения?
- Понятие результатов применительно к дошкольному образованию - крайне опасное явление. Опасность состоит в буквальном толковании этого понятия как учебных достижений. Но в дошкольном образовании оценивается не ребенок, а условия, созданные для его развития, позволяющие ему быть разным, быть успешным и чувствовать себя человеком с комплексом полноценности.

- Утвержден стандарт дошкольного образования, он стал реальностью как управленческий документ. Но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности?
- Было бы наивным полагать, что педагоги и родители сразу воспримут и поддержат новые ФГОС. Поэтому ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования (я имею в виду всех управленцев в регионах и всех педагогов, которые занимаются воспитанием дошкольников), осознали и воплотили в жизнь заложенную в стандарте идеологию. Чтобы добиться этой цели, необходим четкий план действий по внедрению стандарта ДОО. Главной должна стать работа по разъяснению того, что критерии оценки эффективности деятельности дошкольного учреждения принципиально отличаются от школьных. Для этого потребуется смена приоритетов в воспитании: от подготовки ребенка к школе - к развитию личности ребенка. Умение читать, писать, считать важно, но не первостепенно. Когда есть мотивация к познанию, творчеству, труду, все остальные способности и компетенции, необходимые для успешного обучения в школе, получат свой импульс к развитию. Основой оценки должны послужить карты дошкольного образования, разработанные известными специалистами: П. Нежнова, Н. Коротковой, Л. Свирской. Вместо тестов они предлагают наблюдения за ребенком.

- Сегодня в центре внимания специалистов - концепция Общероссийской системы оценки качества общего образования. В планах авторов этого документа - разработка мониторинга готовности к обучению в 1-м классе. Как вы оцениваете это нововведение?
- Вся идеология дошкольного образования и стандарта подчинена формуле: не ребенок готовится к школе, а школа - к ребенку. В этом контексте любые попытки тестирования ребенка на предмет готовности к обучению представляют собой зону риска, прежде всего для развития ребенка, а также для соблюдения правил возрастной адекватности и человечности. Как только мы начинаем укладывать ребенка в прокрустово ложе того или иного теста, мы рискуем задать неверную логику его развития и тем самым невротизировать как самого ребенка, так и его родителей. Поэтому никакие тесты по отношению к дошкольникам не могут быть использованы. Я против оценки качества образования в части готовности к школе. С моей точки зрения, это дорога в никуда.

Беседовала Татьяна Карпова

готовность к школе

Previous post Next post
Up