Originally posted by
janemouse at
Математика для шестилеток - что делать и к чему стремиться?Я сегодня проводила открытый урок с шестилетками в родительской школе "Драгоценность".
И после этого мы обсуждали, чему мы в итоге хотим научить детей до школы, и чему они в идеале должны научиться к концу первого класса.
Мне кажется, что самое важное, что мы можем дать детям - это много разнообразного и интересного жизненного опыта.
В идеале мы, взрослые, можем смоделировать для детей ситуации, в которых они сами научатся думать, рассуждать, измерять, сравнивать, строить модели, предполагать - и проверять свои предположения.
Именно этим по сути и должна заниматься математика - логикой, гипотезами, экспериментами.
Математика многими воспринимается как нечто чрезвычайно скучное, с единственным правильным ответом.
А в математике есть место и для исследований, и для поиска разных решений...
Какой же мы можем предложить опыт, какие эксперименты могут продвинуть детей в математике?
В первую очередь, мне кажется, важно дать детям самим осознать, что при помощи чисел можно записать информацию о количестве объектов, и это удобно!
Цифры позволяют записать даже то, что нельзя потрогать.
мяу мяу-мяу - это 3.
Мяу-мяу мяу-мяу-мяу - это 5,
гав-гав-гав гав-гав-гав - это 6.
Впрочем, пока дети маленькие, им чрезвычайно важно достаточно долго считать не на цифрах, а на каких-то объектах.
Можно считать при помощи счётных бус, счётных кубиков, счётных палочек...
И пальцы, пальцы - они же всегда рядом, и с их помощью так удобно считать!
Покажи 6 по-другому - это тоже про состав числа, но мы не учим наизусть слова, мы экспериментируем!
Альбом:
дошк19_11 Счётные бусы - отличная штука.
5 белых и 5 тёмных бусин на шнурочке - это запросто можно сделать!
Дети легко повторяют узор, легко прячут в кулаке столько же бусин, сколько у меня.
И при этом если дети сами прячут несколько бусин в кулаке, а я отгадываю, сколько бусин и какого цвета они спрятали, дети поражаются.
Не верят.
Предполагают, что я подглядывала...
Когда первоклассникам запрещают считать на пальцах, это возмутительно!
Ребёнок не может научиться ходить, если он ещё не готов физиологически, если он не окреп и не накопил достаточно сил и ловкости.
И если мы будем ползающего ребёнка ставит или водить за руку, он не станет лучше ходить прямо сегодня.
Со счётом аналогично - если ребёнку пока необходимы пальцы, то он ими пользуется. Можно научить его считать не только на пальцах, но и при помощи кубиков, связок спичек, счётных палочек. Но убирать совсем опору на предмет явно рано.
Посчитаем точки - и отвозим карточку к нужной цифре.
И меня удручает, что сначала школьникам не дают считать на пальцах или на счётных палочках, а вслед за этим те же драконовские меры начинают применять и к дошкольникам.
Младшим тоже часто не велят считать на пальцах, объясняя это тем, что это дурная привычка, и потом этим детям в школе будет трудно.
Нет, по-моему, как раз наоборот.
Те дети, которые накопили достаточно сил и опыта, считая на пальцах, палочках и счётах, они-то как раз сами в какой-то момент откажутся от пальцев, потому что они уже ПРОСТО ЗНАЮТ ОТВЕТ.
А те, кого заставляли учить наизусть и работать без точек, без пальцев, сразу с цифрами, будут по-прежнему путаться и угадывать верный ответ по лицу учителя...
Связки спичек и игральные кубики с точками отлично работают!
Выпало 3 и 5 - берём 3 связки по 10 и 5 отдельных спичек, получаем 35.
Можно играть в магазин, покупать что-то на эти спички...
Счётные кубики - построй башню такой высоты, сколько кубиков на карточке.
Альбом:
дошк_март25 Рисуем монстров - как выпало на кубике.
Если выпало 5, рисуем 5 голов, выпало потом 4 - рисуем 4 руки и тп.
Хочется научить детей не только выполнять наши задачи, но и придумывать свои:
сам сложи какую хочешь картинку из кубиков "сложи узор", а потом зарисуй то, что ты сложил.
Альбом:
дошк_март4 Собери какую хочешь бабочку из мозаики, но чтобы крылья были симметричными,
а потом сделай такую же из наклеек.
Рассортируй по множествам - туда синие, туда квадратные, туда весёлые
Турбо-счёт - отличная игра, помогающая научиться считать, читать выражения "больше", "меньше", "больше или равно".
Арифметику можно тренировать, играя в самые разные настольные игры, считая свой выигрыш...
А помимо арифметики есть и пространственное воображение - кубики, узоры из палочек, из мозаики...
Из кубиков можно придумать немало сложных задачек!
Мне кажется, что итогом занятий математикой с дошкольниками должен быть интерес к математике, радость от решения задачек, а не прописи с цифрами и не столбики с примерами.
Должно быть ощущение, что в математике есть правила, и эти правила можно понять!
Мы многие понятия осваиваем на ходу, на бегу, а не сидя за партами.
И для многих детей это очень важно, ведь в движении они ... лучше думают!