Стресс разрушает мозг

Jan 06, 2014 00:18

Позвольте мне представить вам мистера Стресса. Стресс - это наша реакция на опасность, на чрезвычайные обстоятельства, требующие от нас быстрых и четких действий. В состоянии стресса уровень определенных гормонов в нашей крови повышается, и работа внутренних органов переходит на новый уровень. Скажем, мышцы приходят в тонус, сердце сокращается чаще, и т.д... То есть стресс - штука весьма нужная, и он помогает нам выжить. С одной стороны.

С другой стороны, если стресс сопровождает человека продолжительное время, он оказывает разрушительное влияние на организм. Мы все слышали о психосоматических болезнях, т.е. болезнях, которые могут быть вызваны стрессом. Стресс также способен разрушить мозг - ту самую часть, которая называется гиппокамп. Вот он на рисунке (вид мозга снизу):



Одна из функций гиппокампа - запоминание (кратковременная память).

Я начну издалека, с обезьян. Один любопытный эксперимент. Ученые долгое время наблюдали за большой группой обезьян, а точнее, за их гиппокампом. В группе время от времени рождались детёныши, а время от времени - умирали взрослые обезьяны. Среди тех, которые умирали, были те, которые каким-то образом были долго подвержены стрессу и умерли именно по этой причине. И были те, у которых были другие заболевания, но стресса они не испытывали. Результат: гиппокамп обезьян, подвергавшихся стрессу, был разрушен - в нём не было структуры неврных клеток. Гиппокамп обезьян, которые умерли по другим причинам, содержал целостную структуру клеток.

Теперь к людям. В результате исследования людей преклонного возраста выяснилось, что чем выше был уровень гормона стресса в крови человека (продолжительное время), тем меньше у него был гиппокамп и тем хуже гиппокамп выполнял свои функции.

Если гормон стресса находится в крови постоянно, состояние такого человека - это депрессия. Ученые исследовали людей, страдающих депрессией, и выяснили: чем дольше по времени человек страдал депрессией, тем меньше у него был гиппокамп.

Ещё пример - солдаты на войне. У солдатов после 3-х летнего пребывания на фронте (в местах активных военных действий) гиппокамп в 2 раза (!) меньше, чем у обычного человека.

Я пишу о солдатах, но ведь стрессу люди подвержены и в мирное время. И не только взрослые. Стресс может сопровождать и жизнь ребенка.

Что может запустить механизм стресса? Скажем, мать не отвечает жизненно важным потребностям малыша (в близости, общении). Или матери просто нет и нет близкого человека, способного её заменить. Или ребенка не понимают, не принимают, отвергают, наказывают физически. Также проблемы в отношениях между родителями. Скандалы, слёзы, обиды, крики или напряженное молчание.

Ближе к школьной теме. Мне кажется, что сам процесс обучения - это уже стресс. Потому что обучение, как правило, сопровождается оценками. Оценки - это метод давления на детей, метод наказания. Оценка пугает. Оценка заставляет ученика в классе втягивать голову в плечи и надеяться, что его не вызовут к доске. Она заставляет учить неинтересный материал, зубрить то, что ученику, быть может, никогда не пригодится в жизни. Оценка унижает. Оценка выносит приговор, наклеивает ярлык. Она оценивает ученика, но зависит от факторов, над которым ученик практически не имеет контроля.

Этот выпуск был составлен по материалам видеовыступлений немецкого невролога Манфреда Шпицера.

память, эксперименты, здоровье

Previous post Next post
Up