Моей дочери 7 лет. В школу она каждое утро идёт сама (с девочками из её класса). Домой после продлёнки - тоже сама, иногда я выхожу ей навстречу. Дома одна моя дочь ещё ни разу не оставалась. Конечно, иногда могу на 10-15 минут отойти - сынишку в садик отвести, постиранные вещи в подвале развесить, но это не в счёт. И задаёшь, конечно, вопрос: когда можно ребенка одного оставить? В каком возрасте и при каких условиях?
Когда я училась во 2-м классе, я не ходила в продлёнку. Приходила домой, обедала (мама вечером готовила обед, а утром разогревала и оставляла в термосе). Потом звонила мама: «Как дела? Поела? Сколько задали уроков?» и т. д. Потом я делала уроки, играла...
В 3-м классе со мной произошёл случай, сильно напугавший меня.
К тому времени я уже научилась пользоваться газовой плитой и сама разогревала себе обед. Разогрев еду и выключив газ, я услышала странный хлопок из газовой конфорки. Дрожа от страха, я позвонила маме. Мама тоже не знала, что произошло, но спокойным голосом сказала, чтобы я пошла погулять, пока она не вернется с работы. Благо, мама через полчаса уже заканчивала работать.
Оставляя своего ребенка дома, мы должны быть уверены, что он знает, как себя вести, если произойдёт что-то непредсказуемое, и что он может всегда позвонить нам, обратиться за помощью к соседям, родственникам или друзьям, живущим неподалёку. Ребенок должен знать, что он - не один.
Позвонить по телефону? Да, ребенок должен уметь пользоваться телефоном. Но не только это. Если он приходит из школы, а вы - на работе, он должен суметь отпереть/запереть дверь.
А еще ему придется придерживаться правил. Например, звонить вам, когда вернется из школы. Садиться за уроки в такое-то время (т. е. еще и время по часам определять уметь). Ребенок должен четко знать, что ему можно, а что - нельзя. Можно ли пользоваться компьютером? Смотреть телевизор? Приглашать друзей? Все это нужно обговорить заранее.
Если ребенку уже есть 8-9 лет, он в состоянии научиться всему вышеперечисленному.
Ну, а моей дочке пока 7 лет, и её ближайшая задача - научиться пользоваться телефоном. Упражнение номер 1: позвонить бабушке. Упражнение номер 2: я звоню из другой комнаты с сотового телефона, а она - отвечает на звонок. Ребенок в восторге. Замечательно, с этого дня Алесе разрешается отвечать на все телефонные звонки.
Итак, основные условия, которые должны соблюдаться, если вы хотите, чтобы ваш ребенок домовничал:
- Ребенку уже есть 8-9 лет.
- Он может пользоваться телефоном.
- Может определять время на часах.
- Может отпирать и запирать дверь.
- Он умеет следовать установленным правилам
- Может обслужить себя, например, сделать себе что-то элементарное поесть.
- Он должен знать, что делать, если он плохо себя чувствует, если он поранился, если позвонили в дверь незнакомые люди, или если его что-то напугало... И потренироваться лучше заранее: заклеить пластырем воображаемую рану, рассмотреть в дверной глазок бабушку, приехавшую навестить семью, и т. д...
И, конечно, даже если все эти условия соблюдаются, мы не можем сказать: «С завтрашнего дня после школы и до вечера остаёшься один!». Во всем нужна постепенность. Сначала мы можем доверить своему ребенку одиночество на пару часов в неделю. Потом - постепенно увеличивать.