Саммерхилл - не заставлять учиться, а давать возможность!

Sep 06, 2013 11:00

Я обещала рассказать о Саммерхилле.

Это школа, организованная в 1921 году выдающимся английским педагогом Александром Ниллом. Основным принципом школы является не заставлять учиться, а давать возможность учиться. В школе (а дети проводят здесь целый день) есть классы. Но есть также и множество других возможностей проводить время. Можно просто играть. Можно столярничать в мастерской. Можно гулять, ездить на велосипеде. Посещать уроки вовсе необязательно.




Дети могут сами выбрать, чем им заниматься. Как ни странно, бОльшая часть детей решают посещать школьные занятия. Они ходят на уроки, методика преподавания которых не отличается от методики преподавания обычных школьных уроков. С одной только разницей: эти уроки вовсе необязательно посещать.

"Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить безо всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл - это такое место, где имеющиеся способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики." (А. Нилл "Саммерхилл: Воспитание свободой")

Когда в Саммерхилл переходили дети из других школ, они горячо радовались тому, что им теперь вовсе не обязательно ходить на уроки. Они занимались чем угодно, только не учебой. Шли месяцы. И в какой-то момент дети, наигравшись вдоволь, совершенно сознательно включались в учебную деятельность. Саммерхилл наглядно показывает, что ребенок по природе своей тянется к знанию. И что, заставляя детей учиться, "наша" школа только отбивает в них всякий интерес к учёбе. И несмотря на это "наша" школа продолжает заставлять, придумывая общеобразовательные нормы, контрольные и экзамены.

"Я много лет преподавал в обычных школах. Я хорошо знал другой способ организации школьной жизни и понимал, что он никуда не годится. Не годится потому, что он основывается на представлениях взрослых о том, каким ребенок должен быть и как учиться. Этот другой способ ведет отсчет своего существования с тех времен, когда психология как наука была еще неизвестна. (А. Нилл "Саммерхилл: Воспитание свободой")

Эти строки А. Нилл писал в 50-х годах прошлого столетия. Кажется, они и сейчас актуальны.

Больше информации о школе Саммерхилл вы можете найти в этом посте сообщества freeedu, в котором о школе рассказывает папа одного из учеников Саммерхилла. В посте он дает исчерпывающую информацию об основных принципах школы. Вы также можете в комментариях задать ему вопросы.

школы зарубежом, альтернативные школы, эксперименты

Previous post Next post
Up