Дорогие друзья, мы много раз говорили, что НЕ готовность ребенка к школьному обучению очень мешает его успешной учебе.
И сегодня мы поговорим о трудностях обучения, причиной которых также может быть (и часто становится) несвоевременно ранний «поход» в школу.
Отчего ребенок вдруг сталкивается с проблемами чтения, письма и обучения в целом? И что такое дислексия, дисграфия?
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Проще говоря, дислексия - стойкое нарушение чтения. У мальчиков дислексия встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом. Диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок, часто они не используют заглавные буквы, знаки препинания. Иными словами, дисграфия - стойкое нарушение письма.
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет.
Мы не будем перечислять все возможные причины дисграфии и дислексии, однако, следует сказать, что одной из основных причин является нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, звукопроизношения.
Для успешного овладения процессами письма и чтения важнейшую роль играет сформированность всех сторон речи.
Когда стоит забить тревогу?
Следует особенно подчеркнуть, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны и носят СТОЙКИЙ характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Логопед-дефектолог Свободина Н. выделяет следующие ошибки, которые должны вас насторожить.
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б - д, п - т, Е - З, а - о, д - у и т.д. (строчные).
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-л; парные звонкие/глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Часты при дисграфии ошибки "застревания" (персеверации): За зомом росла мамина. (За домом росла малина), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).
7. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.
8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.
Что делать?
Не стоит браться за дислексию и дисграфию самостоятельно. Нужно не паниковать и обратиться к квалифицированному специалисту - логопеду! Желательно также посетить невролога.
Чего делать нельзя!
Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. И выполняют их буквально - все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов.
Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная - упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.
По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.
Упражнение "Корректурная проба".
По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение пяти минут (ни больше, ни меньше), через 2-3 месяца уменьшается количество ошибок.
Дайте ребенку какую-то ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге он должен ежедневно (начинать лучше с трех минут) зачеркивать заданную букву.
Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, а другую обвести в кружок. Буквы могут выбираться произвольно (в первые дни нежелательно давать гласные а, о - их слишком много в тексте). Детям, допускающим на письме смешение близких по звучанию букв, позже можно давать парные буквы: б-п, д-т, з-с, в-ф, а-о, и-у, г-к. Результат появится не сразу, но он будет обязательно.
Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения.
Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются с желанием, а не в качестве наказания за какую-либо провинность.
При подготовке использованы материалы Свободиной Н. Я не виноват, я стараюсь…Начальная школа. №10/2002. Изд. Дом «Первое сентября». Брагинского В. Почему не каждому дается грамота? Здоровье детей №10/1999. Изд. Дом «Первое сентября».