Шестилетний первоклассник

Aug 21, 2012 22:29


Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. Однако это, к сожалению, не соответствует возрастным физиологическим нормам. Об этом мы и поговорим сегодня.

Дети устают, и игра в школу (а они чаще всего воспринимают школу как новую игру) быстро надоедает. По данным исследований от 52 до 73% детей, поступающих в 1 класс, имеют возрастную несформированность высших психических функций и не готовы к школьному обучению (Новикова, 2000).

Мы уже много раз говорили о составляющих готовности к школьному обучению и школьной зрелости. Сегодня мы уделим внимание нашим шестилетним первоклассникам и трудностям, с которыми они сталкиваются.

Почему обучение шестилетних детей часто оборачивается сплошными неприятностями?



Дело в том, что шестилетки еще принадлежат дошкольному миру. Эти детки, безусловно, способны усваивать материал. Но у них еще сохраняется острая потребность играть. В подготовительных группах детского сада идет обучение, но в игровой форме, позволяющей дошкольнику без особого эмоционального напряжения учиться и развиваться.

Школа с такой задачей полноценно справиться не может. Ведь в первую очередь необходимо дифференцировать класс на шестилеток и семилеток. Но учитель ведет себя одинаково по отношению и к тем, и к другим. А это пагубно сказывается и на здоровье детей, и на их психоэмоциональном развитии. Шестилетки в итоге перегружаются. Тогда, когда они еще не умеют полностью управлять своим поведением, им приходится примерно сидеть несколько уроков, не кричать, не бегать, не прыгать, поднимать руку всякий раз, когда у них есть ответ на вопросы педагога.

Часто взрослые упускают из виду такое важнейшее положение - шестилетний первоклассник по своему психическому развитию еще не стал младшим школьником и не может быть включен в традиционную систему школьных отношений.

Шестилетний первоклассник находится на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные, психологические качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится учебная.

Психологи называют эту деятельность ведущей (не потому, что она занимает в жизни ребенка самое большое место, а потому, что она особенно важна для его психического развития!).

Но учебная деятельность становится ведущей, когда завершены те психические новообразования, которые формируются в основном в дошкольном детстве.

Седьмой год жизни очень важен в психическом развитии ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы.

Чтобы определить, какой мотив преобладает у ребенка (игровой или познавательный) можно создать следующую ситуацию. Дайте возможность ребенку играть с игрушками, находящимися в комнате. Потом начните читать сказку и на самом интересном месте прервите чтение. Спросите ребенка, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочтет узнать, что произойдет в конце сказки. Если ребенок имеет ещё слабую познавательную потребность и больше его привлекает игра, то он не готов к обучению в школе (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2008).

Весьма распространенные, к сожалению, неудачи в обучении шестилетних первоклассников в большинстве случаев связаны с тем, что школа совершенно не озабочена формированием новых психологических качеств ребенка. Более того, молчаливо считается, что ребенок, приходящий в школу, должен уже всем этим обладать.

И поэтому учитель сердится на шестилетнего ученика, неправильно выполняющего его инструкцию, считая, что он не хочет следовать школьным правилам. Но дело не в том, что ребенок не хочет, - он просто не может: его поведение, его психические процессы еще во многом непроизвольны, он пока не умеет управлять своим поведением.

А что могут сделать в этой ситуации родители?

Дорогие родители, если Ваш шестилетка становится первоклассником, Вы можете ему помочь. Вот некоторые советы.

Есть прекрасный способ развития произвольности поведения ребенка. Это игры с правилами. Вспомните, как непоседы, "не желающие" выполнять требования учителя на уроке, играют в любую игру - сколько в них азарта, как точно они стремятся выполнить правила этой игры, как бурно они реагируют на любые нарушения этих правил! Эти игры организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность.

Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои действия, в результате чего формируется волевая и эмоциональная саморегуляция.

Требования к "школьному" поведению должны вводиться в классе шестилеток очень постепенно, не в форме жестких указаний, а в форме пожеланий. Только к концу первого года обучения в школе ученик сможет выполнять все школьные требования, сознательно подчиняя им свои импульсивные эмоциональные действия.

Хорошо известно, как велико значение ролевых игр в жизни дошкольников. В шесть лет, как показывают исследования психологов, эта форма деятельности должна достичь своего максимального развития. Школа, к сожалению, обычно не создает условий для сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра должна стать основной формой работы с шестилетними первоклассниками. Очень важны игры-драматизации, когда коллективно разыгрываются литературные произведения. Именно в играх ваши дети лучше всего усвоят и социальные отношения, и нормы поведения в разных ситуациях, научатся смотреть на себя "со стороны", корректировать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации и окружающих людей.

Необходимо, чтобы шестилетний первоклассник много играл, как в школе, так и дома.

На деле мы часто сталкиваемся с прямо противоположной картиной, когда учитель требует, чтобы шестилетний ребенок и дома оставался школьником, побольше занимался, читал, а не играл. В результате важнейший компонент полноценного психического развития ребенка оказывается выброшенным из его жизни при переходе от дошкольного возраста к школьному.

В шестилетнем возрасте происходит стремительное интеллектуальное развитие ребенка, интенсивно развивается наглядно-образное мышление. Исследования психологов показывают, что мощными средствами развития наглядно-образного мышления ребенка, его воображения служат рисование, лепка и конструирование.

Дорогие родители, не забывайте, что в возрасте 6-7 лет для большинства детей игра - по-прежнему основной вид деятельности.

Шестилетние дети являются менее зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития. Как правило, 7-летние первоклашки гораздо легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают предъявляемые школой требования.

Мы должны понимать, что, вступая в новую школьную жизнь, ребенок только начинает постепенно приобретать новые навыки, учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и требованиями.

Эти важные качества не появляются у малыша со звуком школьного звонка, они нуждаются в развитии.

И то, что нам, взрослым, может казаться очевидным, у ребенка еще просто не сформировано. Помогите Вашему первоклашке в этот сложный для него период.
При подготовке использованы материалы статьи Журовой Л. Шестилетний первоклассник // Начальная школа. Прил. к газ. "Первое сентября". - 2007. - N 13. - С. 6-8.

первоклассник, 6-7, первый класс, родители, особенности развития, дети, в школу в 6 лет, школа, готовность к школе

Previous post Next post
Up