Оригинал взят у
ytverdokhlebova в
Обучение социальным навыкамЯнварь 2011 Ева де Гостони
Школьные советы часто просят меня помочь им подобрать для своих учеников хорошую программу по обучению социальным навыкам. Ими движут самые благие намерения, они хотят помочь своим ученикам научиться взаимодействовать друг с другом, хотят, чтобы в классах, коридорах и на школьных площадках царила более спокойная атмосфера.
Поначалу я серьезно подходила к подобным запросам и даже создала целый список самых удачных, на мой взгляд, программ. Я надеялась, что помимо того, что это поможет детям, и учителя также поймут, что социальным навыкам надо обучать планомерно, очень много помогая детям в применении данных навыков на практике, также как это происходит в случае с академическими предметами.
Однако, по мере того как я все больше знакомлюсь с парадигмой развития д-ра Ньюфелда, которая опирается на последние исследования мозга, я все чаще замечаю эту ошибку - детей пытаются обучить тому, к чему они пока еще не готовы.
Формирование способности взаимодействовать с другими людьми, учитывать не только свои, но чужие потребности - это длительный и постепенный процесс. Он зависит от развития способности к интегративному мышлению, а не только от знаний как правильно себя вести. Интегративное мышление связано с развитием префронтальной коры головного мозга. И последние исследования говорят о том, что префронтальный кортекс ученика начальных классов находится еще в самом начале своего развития. Это процесс, который будет завершен, когда им будет уже за двадцать. А именно префронтальный кортекс позволяет нам удерживать в голове как свои нужны, так и нужды других людей, что необходимо в любом социальном взаимодействии.
Пока префронтальный кортекс формируется, дети не всегда могут управлять своими эмоциями, особенно сильными. И находясь в переполненном коридоре, на суматошной площадке или в шумной столовой, ребенку очень легко перевозбудиться. Навыки, которым их обучали, кажется, просто «вылетают у них из головы» и они реагируют инстинктивно, не рационально. Конечно, нас это расстраивает: ну почему же они НЕ ПОСТУПАЮТ правильно, они ведь ЗНАЮТ КАК? А мы, взрослые, всегда ли ПОСТУПАЕМ правильно? Ведь мы, имея уже, будем считать, развитый мозг, ЗНАЕМ, КАК нужно поступать. Я про себя не могу такого сказать.
Если в вашей школе действует программа по развитию социальных навыков, продолжайте, но помните, что подобная программа не способна «вылечить» от лежащего в ее основе обстоятельства - естественной или ситуативной незрелости, у всех по-разному. Листки самоконтроля и метод последствий не ускорят процесс развития.
Не смотря на то, что исследования действительно показывают, что в школах, где используют программы обучения социальным навыкам, случаев плохого поведения у детей, как кажется, становится меньше, применение данных программ требует больших усилий и сильной приверженности, но даже тогда успех оказывается лишь временным.
Если вы ищите способ как помочь своим ученикам «лучше справляться», я бы посоветовала вкладывать энергию и средства в обучение школьного персонала тому, каковы реальные возрастные потребности детей, а это - правильные отношения со взрослыми, не разделяющая дисциплина и множество различных мер, направленных на то, чтобы компенсировать естественную незрелость и уберечь детей от попадания в разного рода неприятности.
У д-ра Ньюфелда есть большое количество DVD, а также курсы дистанционного обучения, которые как раз пошли бы пользу школьному персоналу. Воспользуйтесь ими, ваши дети будут вам очень благодарны.
Перевод Ю.Твердохлебовой
Источник
http://neufeldinstitute.com/blog/2011/01/teaching-social-skills/