Оригинал взят у
ashirshov в
О злой и доброй школе Время от времени встречаю взгляд на школу как среду, которая и должна быть жёсткой, неприятной, жестокой. Типа "вот в школе и научатся жизни". В тепличных условиях, то есть, нельзя вырастить жизнестойкий организм. Или даже так: "Ну да, неприятный учитель/одноклассник, но ведь и в жизни попадаются неприятные люди. Можно или приноровиться, или драться-сопротивляться или найти в нём что-то хорошее". Логика понятная и очень здравая, на первый вгзгляд. В борьбе обретёшь ты право своё, так закаляется сталь и т.п.
Но ведь взрослый имеет право выбирать место работы и учёбы, менять, уходить от неприятных коллег, начальников. Студенты могут менять преподавателей на раз-два, если они их чем-то не устраивают. Ребёнок же не выбирает, за него выбирают родители. И он не может уйти из школы, его просто не выпускает охрана. Он не может сменить учителя, не может сменить сам школу. И ещё он бесправен и беззащитен чисто физически.
Следуя такой логике всех мужчин надо, например, отправлять в армию и тюрьму, ведь это ещё какие школы жизни. И женщин тоже.
Нечто похожее на современное положение ребёнка можно найти во взрослой советской действительности: ограничения на выезд из деревни, распределение по рабочим местам после окончания вуза, невозможность уйти с работы раньше времени на режимных предприятиях.
Почему-то заявляя такую логику, забывают о том, что почти невозможно представить травлю и дедовщину в какой-нибудь обычной организации среди взрослых, зато они являются нормой в пенитенциарной системе, в срочной службе в армии и - в школе. Это искусственные среды, в которых люди удерживаются насильно. И, как известно, после длительного, многолетнего пребывания в таких средах иногда возникают трудности в адаптации к обычной жизни.
Мы можем и должны сделать образовательное пространство комфортным и безопасным. Брать на себя задачу создавать трудности, жестокости и лишения для детей - это звучит дико и бесчеловечно. Жизнь сама по себе полна неприятностей, неожиданностей, вызовов. Искусственно их создавать - как-то садомазохистично. Как-то BDSM. Как-то серо.
Конфликты, столкновения, трудности, разрывы, обязательно появятся сами, естественным путём. Они неотъемлемы от жизни. Образовательная среда может помогать преодолевать трудности, разрешать конфликты и проходить сквозь непростые ситуации. Развивая упругую жизнестойкость, само- и со-стоятельность.
Собственно, пресловутая социализация - это не приведение детей к удобному и общепринятому поведению, как обычно понимают. Социализация есть прохождение сквозь разные социально-коммуникативные ситуации с поддерживающим сопровождением, обеспечивающим анализ и типологизацию ситуаций и ситуативного поведения. "Прокачивание" коммуникативных навыков, примеривание-проигрывание различных ролей, пробы себя в различных ситуациях. И как результат социализации - упругость, позволяющая ходить по средам, выбирать, проходить сквозь, адаптировать среду к себе и адаптироваться к ней, или даже формировать её.