Оригинал взят у
elenasukhaya в
В День учителя. Добрый сказочник Шалва Амонашвили Месяц назад в сообществе был пост
«Когда учить читать», в котором автор рассказывала о своём споре с учительницей. Учительница настаивала на том, что в определённом возрасте всех детей нужно обязательно обучить чтению, ссылаясь на положительный опыт, достигнутый в этой области грузинским педагогом Шалвой Александровичем Амонашвили.
Сейчас передо мной книга Шалвы Александровича «Здравствуйте, дети!» Чудесная, светлая книга-дневник учителя, в которой он рассказывает о своей работе с «нулевым» классом. С шестилетками.
И в самом деле, Амонашвили верил в то, что именно в шесть лет начинают пробуждаться задатки, которые имеют важное значение для дальнейшей познавательной деятельности детей. Не развивать эти задатки, с точки зрения этой теории, - всё равно, что не посадить весной семена, но ждать урожая осенью.
Но, как это всегда бывает, намерение Амонашвили обучать шестилеток грамоте вырвано из контекста его педагогики. А вне этого контекста намерения эти бессмысленны, если не сказать - вредны. Это ясно хотя бы из тех рекомендаций для работы с подготовительным классом, которые Амонашвили даёт в заключении книги «Здравствуйте, дети!» :
«Вот вопросы, на которые я отвечаю «нет!»:
1. Можно ли применять в подготовительном классе опыт работы с первым классом без изменений? - Нет!
2. Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет!
3. Можно ли давать детям обязательные домашние задания? - Нет!
4. Можно ли ставить детям отметки? - Нет!
5. Можно ли говорить в классе, кто из детей учится лучше других? - Нет!
6. Можно ли требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? - Нет!
7. Нужно ли отнимать у ребёнка игрушку, которую он принёс в школу? - Нет!
8. Можно ли оставлять детей на второй год? - Нет!
9. Нужно ли требовать от детей, чтобы они ходили в школу в ученической форме, с ранцами? - Нет!»
А ещё у Амонашвили в классе урок был разбит на два урока по 15 минут с десятиминутным перерывом. Был и тридцатиминутный перерыв, во время которого Амонашвили выводил детей гулять. Его волновало, что детям скучно рассматривать голые стены коридоров во время перемен, и он оборудовал место для отдыха интересными вещами, вплоть до шведской стенки. Он поощрял шалунов. Он здоровался с детьми за руку.
Книгу Амонашвили «Здравствуйте, дети!» хорошо бы прочитать и учителю, и родителю. Учителю, чтобы умерить свой педагогический пыл. Родителю, чтобы надеяться на встречу своего ребёнка с таким Педагогом. Да и вообще, добрые сказки, тем более о школе, полезны людям в любом возрасте. С Днём учителя!