О любопытных родителях и волшебных словах, от которых умнеют

Apr 15, 2018 20:41



Книга Даны Саскинд, очень вовремя попавшая мне в руки, изменила моё мировоззрение.
Да, вот так громко.
В издательстве Манн,Иванов,Фербер выходят исключительно полезные книги, и "Тридцать миллионов слов" - не исключение.
Это научно-популярное издание, написанное детским хирургом по кохлеарной имплантации, адресовано широкому кругу читателей, но реально подходит для мамоголиков и, соответственно, папоцентристов - то есть очень серьёзно и критически относящихся к своей родительской роли граждан. Это не сборник полезных советов, не увлекательное чтение, а, как мне показалось, слегка облегчённая в плане подачи информации кандидатская диссертация.
Чтобы принять на вооружение предлагаемую Даной Саскинд программу, мало просканировать книжку по диагонали - следует действительно погрузиться в неё, понять мотивы доктора, много лет занимавшейся возвращением детям слуха: почему она занялась нейропсихологией и какое отношение проблемы реабилитации малышей, получивших способность слышать в результате операции, имеют к развитию детей, слышащих с рождения?
В книге есть и цифры, и развёрнутые описания исследований, касающихся развития речи малышей и последующих успехов "подопытных" детей в школе. Оказывается, чем богаче лексикон родителей, чем охотнее и чаще они общаются с ребёнком, тем лучше реализуется его интеллектуальный потенциал, и тем легче ему даются знания. Но разве это не очевидно?
Выясняется, что важен не сам факт обращения к ребёнку (и верно, мы и с домашними питомцами можем очень даже замечательно болтать!) - а искренняя заинтересованность в обратной реакции и готовность её принять! Даже младенца можно "вызвать на интерактив" - что уж говорить о годовасике, небольшой вербальный инструментарий которого с лихвой искупается огромным стремлением его реализовать! :) Если не замечать или, напротив, "забалтывать" все порывы малыша - рано или поздно желание высказывать свои детские соображения он постепенно потеряет, а вместе с тем - и способность живо мыслить...
Что советует Дана Саскинд? Она пишет о том, что к четырём годам детский мозг уже утрачивает пластичность, дальше будут использоваться в основном уже сформировавшиеся нейронные связи, - и поэтому своевременное решение родителей снять с себя корону "умного взрослого" и услышать своего малыша, чаще задавать ему вопросы, требующие развёрнутого ответа, интересоваться его играми, участвовать в них, не пытаясь перехватить инициативу и навязать свою игру, правильно хвалить ребёнка, - поможет их наследнику создать эффективную "оперативную систему" и быть умным. Способности к мышлению заложены в каждом ребёнке, наша задача не задавить их равнодушием.
В чём же слом шаблона лично для меня?
Вот в этой короне, которую ещё надо было обнаружить, дать ей название и приступить к ликвидации. Хотя бы сейчас, пока мой ребёнок меня ещё слышит. И надеюсь, ещё не примеряет на свою голову похожий головной убор...
Спасибо за книгу сообществу Люблю Москву!

Люблю Москву, библиофилия

Previous post Next post
Up