Странная, очень поэтическая сказка о девочке, фиксированной на материальном подтверждении встречи с чудом, всегда вгоняла меня... не, наоборот, вЫгоняла из реальности.
Хотя так жизненно - по правде часто так случается, что девочки ждут лабутенов, айфонов и проч., но ведь они и огребают соответственно. А тут - паруса и настоящий принц под ними. Без белой лошади, ну так да и фиг бы с ней, с лошадью.
Не бывает. Но здорово же ж? Здорово, но нелогично. Не бывает.
И кукольная постановка по этой сказке - такая же странная - увиденная нами в театре
"Вернадского, 13", так же выпадает из сценической реальности этого храма искусства...
По многим пунктам выпадает. И по энергетике, и по поэтике. Много "острых" углов, из-за которых "стыковка" усложняется.
Это кукольный спектакль - куклы в "Вернадского, 13" есть, мы видели и ростовых, и бибабо, - но они выполнены в совершенно ином, добродушно-сказочном стиле. Куклы в "Чуде алых парусов" - это лица с картин Шагала, с фактурными, остро очерченными, гротескными, "взрослыми" лицами.
Это спектакль-пантомима, а в детском спектакле, увы, не всякое молчание - золото.
Это спектакль со специфической национальной ноткой (значительно уплощающей, на мой взгляд, действие) - и соответствующим музыкальным решением. Взрослым понятен мотив - детям же требуется разжёвывать то, чего в оригинале не было, и объяснять, где то, что было и на чём держался сюжет.
А особенно сложно - объяснить, зачем такие сложности.
Ну и оставим ковыряние в декорациях - просто поговорим про увиденное.
Итак, что мы увидели.
Хмурый бородач Лонгрен лишился растительности на лице и совершенно облысел, стал фоновым персонажем, практически декоративным - тенью отца. Ну да, он плавал, прикладывается к бутылке и нежно относится к дочери: это роднит кукольного Лонгрена с кукольным же Грэем - он тоже мореход, не пренебрегает алкоголем и "западает" на Ассоль.
Правда, это сходство - ещё не гарантия счастья для бедной девочки, так легко поддающейся психологическому кодированию. Нужно метнуть в неё якорь. Или включить маяк. Или иметь волшебный чемоданчик с самой главной кнопкой. Вот увидите, нажавший эту самую "красную кнопку" мгновенно убедится, насколько цепко держит Ассоль свою судьбу за гнездо...
Немудрено - с самых малых лет она только и слышит об "особых приметах" её будущего рыцаря: что характерно, не о его душе, а об обстоятельствах встречи думает... Сама-то сказка Грина не об этом - она о судьбе и о чуде, которое творится на наших глазах. И под алыми парусами приходит не подлец, решивший подшутить над бедной девушкой, а герой, всю жизнь так или иначе стремившийся в Каперну - стрелка его компаса всегда указывала именно сюда, где есть девочка, ждущая, чтобы её согрели, пожалели и удочерили...
Нашей же постановке нужен подготовленный зритель, который сам додумает, что так и было.
Во всяком случае, Грэю пришлось пройти немалый и непростой путь, сделаться из щенка капитаном. Отжениться от семьи и заботы родителей, поболтаться по океанам, набирая полные лёгкие жизненного опыта (во всяком случае, до Лондона и Москвы он как-то же доплывал, судя по тому, что мы видели :))))
Накрутить на ус свои первые самостоятельные решения - и убедиться в своей состоятельности в этом плане...
В нашем случае все вышеозначенные пертурбации сделали героя похожим на Путина. :)))
Всё это время девочка на берегу ждёт, занимается хозяйством и периодически бегает к морю, чтобы убедиться, что парусов-таки ещё не видать. Особой поэзии в молчаливом грустном персонаже не видно - девочка и девочка. Бегает вот. С корабликом. Смеются все.
Привязанность к ней у Грэя, похоже, сформировалась после бутылочки эля, употреблённой по прибытии на место происшествия - потому что наш герой, не знакомясь с Ассоль, сразу бросается скупать ткань на паруса по сходной цене...
И счастливый финал.
Не бывает? Ну почему, лабутены есть, а что дальше - нам не показали... Сказка - лично для меня - куда-то девалась, нет её. И даже той волшебной, ирреальной логики, которая там была, не осталось.
А может быть, я просто неподготовленный зритель?