Трактат о смехоте и маме

Jun 28, 2010 18:35


"Смехота-смехота,
ты нелепа и смешна,
так какого же рожна
ты все время мне нужна?"
(Нар. вопр. ХХIХ)

Что такое счастье, мне стало ясно в день и час, когда мы с папой нажали на звонок и и передо мной распахнулись двери нашей первой отдельной квартирки, -   и в этих дверях, окруженная солнечным светом, стояла мама в синем халатике, она грызла печенье и смеялась своим самым главным сияющим радостным смехом. Солнце сверкало, сыпались крошки, квартира была светлой-пресветлой, мама веселой-превеселой, и всё вместе - смех, свет (и крошки!) - попало мне прямо в сердце, стукнуло по мозгам и по хрупкой ребенковской психике и сказало - это оно и есть - счастье.
В дальнейшем оказалось, что счастье состоит из еще более разных вещей, из походов и разговоров, из подарков и отлеганий от сердца, из гостей, друзей, из бесконечно умных и прочих споров, из природы, погоды, романов и детей - детей в начало переставить, срочно! :) - и даже из творчества, последнее меня крайне поразило. Но без смеха не получалось обходиться - да мы и не старались:). Папа шутил - и мама смеялась, а я ликовала - это было так классно, и мне тоже так хотелось научиться шутить, и чтоб мама смеялась, а может, и папа:) И я старалась. Первое счастье собственных шуток, первой, лично мною созданной, смехоты я помню всем сердцем  и мне смешно до сих пор. Знаменитые первые скромные шедевры про геркулесовую кашу и про "читать не научилась" вошли в историю и свободно гуляют по миру, раздвигая темные массы скукоты. Первый мой рассказ про переезд с дачи, когда родители смеялись "по -настоящему", помирая со смеху, я ощущала как великую победу., и сердце мое замирало от вхождения в круг посвященных в тайны семейной смехоты.
Я была уверена, и уверена сейчас, что наша семья - самая веселая на всём земном шаре - кроме смеха:) Наверняка, это было предопределено еще до ее создания, когда мамин смех колокольчиком поразил моего будущего папу, и смех этот не изменился - так и звенит периодически:) И я старалась поддерживать эту основу нашего счастья всеми силами - как белка собирала всё смешное в округе и тащила домой, на пробу - смешно или нет? Удалась ли мне песенка в очередной раз? :) Часто удавалась, но что-то я начала перегибать палку. Поняв простой закон - когда смешно, то все чудесно, я стала силой изменять реальность, смеясь в неподходящих местах и над совсем неподходящими событиями, типа над упавшими людьми, что, в общем-то, было неправильно, хотя и смешно:) И меня ругали - тогда было не смешно:) Я росла в постоянном поиске правильной корреляции между жизнью и смехотой.
Но мамин смех игнорировал правильность корреляций, он ошарашивал меня внезапностью и возносил из жизни в смехоту счастья; когда я принесла домой совершенное воплощение школьного китча - самодельную шкатулочку из открыток на розовых шелковых ножках, мама свалилась на диван от смеха - и я чувствовала себя дико польщенной:)) . Когда случались Крупные Неприятности, я тоже училась смеяться - потом, когда размер катастрофы был уже примерно прикинут. И даже при ужасе-ужасе-ужасе, стоило нам столкнуться взглядами - и мы начинали хохотать, что создавало некоторые сложности при посторонних, особенно, если нас разбирало именно от этих посторонних. Впоследствии, мои собственные дети довольно много ругали меня за хохотание над ужас-ужасами, при ужас-ужасах и после них; довольно долго - пока я постоянным мрачным и занудным вдалбливанием смехоты в их головы не перекроила их восприятие до правильного, то есть до моего.:)
А что делать? Ведь там, где нет смехоты, сразу начинает наступать скукота - вот что настоящий кошмар, душитель всего светлого, веселого, смешного и счастливого!
Смехота - это очень по-буддистки, и, по большому счету , по-христиански - по самому большому счету. Потому что смехота - это не веселуха, которая часто несет в себе элементы чернухи и, вообще, сомнительного происхождения, смехота - это светлое и веселое, это победа над чернухой, элементы которой несет в себе веселуха. Тут непросто сразу разобраться, ясен пень, я много над этим работаю, и дел в этой сфере еще полно - полные и точные градации смехоты, скукоты и веселухи еще не прописаны, а познаются эмпирически, причем, кажется, исключительно нашей семьей.
Но есть абсолютный критерий смехоты - мамин смех, который не вызовешь никакой веселухой, зато легко вызвать подслушанной на улице фразой, хорошей, славной формулировочкой - и стараюсь же я оттачивать эти формулировочки!, - странностью вокруг нас, а вокруг нас, практически, одни странности, так что вопрос не в их количестве, а в моей способности дотащить их до дома:).
И есть вечные ценности, аксиоматические  примеры смехоты - я в белых трусах, решившая стать теннисисткой,  разница между пластикой и гимнастикой, песня про то, как китайцы и японки сказали "Кве-кве-кве", и стих про то, как они же жили и рожали детей:), и еще песня - про Мушку-мушку, и наше падение через сосну, и залитая красной гуашью  стенгазета,  и напетая с папой магнитофонная лента - но это уже другая песня, про папу:)
А когда имеется абсолютный критерий, да еще и вечные ценности - кто усомнится, что смехота есть главнейшая и важнейшая составная часть мира? Вот я ею и занимаюсь, я же должна заниматься именно главным, - собираю, тащу и проверяю - раздастся ли колокольчиковый смех?
Потому что он - мамин смех - когда-то попал мне в сердце, а в сердце что попало не попадает, вот я и попала на всю жизнь в главную зависимость всей моей жизни - мама - счастье - смехота. И это тоже смехота :) И счастье.
Как-то так.:)

прошлое, семья

Previous post Next post
Up