Что касается поедания людей людьми в блокаду.
Очевидно, что это было. Очевидцы и документы подтверждают.
Дальше что?
В Великую Отечественную войну были убийства, воровство, изнасилования, суициды, инцесты, педофилия и все прочее. Какое это имеет значение для Великой Отечественной войны?
В другое время, в другие войны этого не было?
Или Великая Отечественная именно этим важна для истории? Для людей? Для детей?
А блокада важна каннибализмом? То есть без каннибализма не понять грядущим поколениям, как было тяжело? Подвиг не оценить, да?
Мне отвечают на это моей любимой фразой: "Мы хотим, чтоб наши дети знали ВСЮ правду о блокаде, о войне".
А говорят, философия - не наука и вообще, не нужна ни разу. А вот тут именно философия и вопрошает - А что такое - ВСЯ правда?
О чем вы знаете ВСЮ правду? О колбасе? О Наполеоне? О ваших детях?
Ответ - нет, нет и нет.
Всю правду знать невозможно. Ни о колбасе, ни о блокаде.
Можно знать:
общепризнанные факты (и всё равно они будут оспорены кем-то)
частные факты - воспоминания очевидцев, например. (вы им верите, но другие - нет, у них есть другие факты)
общее значение события (если мы не о колбасе). Тут, само собой, больше всего споров. Но вы - вы-то знаете правильный смысл, да? :)И вот вы знаете, как Вам кажется, общий смысл блокады и подвига ленинградцев, несколько положительных фактов и несколько отрицательных (прошу не цепляться к словам). И дальше имеет значение только одно - что именно из этих фактов и смыслов вы будете передавать дальше.
Не обольщайтесь - это в любом случае не будет ВСЯ правда. Это будут выбранные вами для передачи следующему поколению факты.
Кто-то будет рассказывать о куске хлеба, отданном чужому ребенку, и о дежурствах на крышах. Кто-то будет говорить о отобранном куске хлеба и о вырезанных ягодицах.
Самые хорошие и замечательные будут стараться соблюсти баланс.
Это наивные попытки. В голове у ребенка застрянет не ваш баланс, а то, что его потрясет. Как вы думаете, что его потрясет больше - работа по трое суток у станка или обглоданная женщина?
Вы рассказали про эту женщину для создания "полной "картины, а отразилась в голове картина совсем другая, неполная, уродливая, ничего не дающая кроме ужаса и отвращения.
Что потеряет ребенок, не узнав про каннибализм и прочую гнусь, явившуюся на улицы блокадного Ленинграда? Может, он потеряет уважение к подвигу несдавшегося города? Может, он не поймет, что такое голод? Может, он останется в неведении, что люди бывают и святые, и подонки? Или может, он решит, что война и блокада - это хорошо и здорово?
Не фига. Он просто не узнает какой-то факт, не имеющий никакого значения для общего понимания подвига, страданий, сопротивления, смерти. Это незначимый факт, как бы на меня ни орали некоторые.
Не надо бояться, что случится страшное - что дети вырастут на мифе о блокаде, а не на правде о ней. Что такое правда, что такое миф? Вся история, все человечество основано на мифах.
Мы просто выбираем, какой передавать.
И если мои дети принесут мне с круглыми глазами информацию, что в блокаду кого-то съели, я не буду отрицать. Но я пожму плечами и скажу, что подонки всегда были, есть и будут, что в годину испытаний они ведут себя подонистей, чем обычно, но это - не важно. Суть блокады не в этом.
И еще я выскажусь в адрес того человека, который им это рассказал. В плане гадливости.
Всех прошу меня извинить.