ДВА СЛОВА ПРО СЛОВО

Dec 25, 2023 12:02


Я все же добью тему "Слова пацана", это мое гилти плеже - много трендеть про невысокое, про не особо заслуживающее. Да, со спойлерами.

Было такое понятие, когда-то новое, - неровный автор. То бах, то швах, то сверкнет, то изумит провалом. Крыжовников, конечно, крайняя степень неровности, достаточно вспомнить пропасть между Горько один и два. Но от такого хотя бы что-то можно ждать, потому что орлам случается и ниже кур спускаться... и так далее, а Крыжовников, безусловно, орел.

В "Слове пацана" он подлетает к неким высотам и тут же спускается к курам, проваливается через кадр, какие-то горки, простите, американские. То дыхание замирает, то морщишь нос. Это очень мешает полному погружению в киношку, зато сильно помогает его оценивать именно как киношку, а не как попытку воссоздать реальность и не как эту, простите, романтизацию.

К высотам я отношу выбор актеров массовки, роль и игру Марата, роль и игру Вовы-адидаса (простите меня те, кто лишь Монтеня чтит), роль и игру Айгуль и девушки Наташи. Туда же, к высотам, воздух, снег, темень, весь антураж и интерьеры, качалки и общаги. Туда же - ужасная сцена с Айгуль. Сколько я видела в кино надругательств над невинностью, не сосчитать, от "Рокко и его братьев" до "Необратимости", а между ними бесчисленное количество "Ворошиловских стрелков", "Аварий - дочерей мента" и прочих "Дней любви" - скорбно, но привыкаешь, смотришь холодно. Здесь чисто киношными средствами - тяжело, спать трудно потом.
К высотам-полетам - козырные крыжовниковские джамп-каты, навязчивый музон и его выбор, общий темп, последняя затяжная драка, финал с Адидасом, диалоги, как написаны и проговорены, в частности, Кащеем и роль Зимы - на мой вкус одного из самых зловещих персонажей там, хотя он и подобрей, и почеловечней прочих.
Ну и чтоб покончить с хорошим - общая интонация, симпатичная такая, знакомая еще с "Горько", вроде как и отстраненная, а вроде как и нет.

К провалам отношу всю линию Пальто, начиная с выбора актера с его неимоверно нехарактерным лицом, мискаст во всей красе, видимо идея "хорошего мальчика" затмила обычно острый глаз автора. Вся история с любовной любовью к милиционерше - лажа лажовая, даже вдаваться не буду, кто учился тогда, тот поймет, и кто не учился тоже.
Мать его тоже не блещет, отдает квн-ом, понятно, что Крыжовников в восторге от драматического таланта бывшей супруги и дает ей все возможные главные роли, но тут перебор и играть ей нечего, и с ума она сходит ни с чего.
Вообще все взрослые как из других киношек понадерганы и высосаны из пальца, как будто манекены, призванные изображать всякие негативные явления. Органики нет ни в ком - ну кроме главного, который во всех милицейских сериалах главный. К некоторым пацанам тоже есть вопросы - глядя на гламурного Турбо, так и видишь его в реальной жизни, зажигающим в креативном клубе с вейпом в руке. Кстати, "Пацаны" Асановой тоже этим грешили, как сказал один мой знакомый из пацанов, "набрали мажоров".

Но главная проблема именно в сюжетных линиях, и детских, и взрослых. Даже вполне выдающийся Марат, выдавая зрителю строго по очереди противоположные черты своей обаятельной личности, в этой противоречивости выглядит фальшиво, умозрительно, что ранит мое зрительское сердце. Да и сам Вова по воле режиссера часто творит невнятно-непонятное с точки зрения образа.

Крыжовникову бы дать банду сценаристов уровня "Всех тяжких" - вот тогда громыхнуло бы как надо. А так только музыка и вытягивает косяки сценария - ну это ведь известный прием, наложи какого-нибудь Бетховена на бегущего к отцу мальчика , будет брать за душу по-любому. А здесь музыка придает одним махом дурной лирики, веселости и отшвыривает в прошлое - мол, будешь вспоминать, будешь вспоминать, будешь улыбаться когда-то, можешь и сейчас, можешь и сейчас!
После просмотра я, кстати, немного потанцевала под "Седую ночь".

Заодно посмотрела "Экспресс" с тем актером, что играет Зиму. Это фильм другого, похожего по интонации, режиссера, очень грамотного, много впитавшего из мировой культуры и чувствующего жизнь, так сказать. Фильмец замечательный, нежный и веселый, но та же история - сценарий. Новому племени режиссеров они ну просто необходимы, но нет - похоже, участвуют в голливудской забастовке.

Все.

детки, #словопацана, кино, перестройка

Previous post Next post
Up