Было, чего опасаться. Во-первых - мюзикл. И хотя давно уже делают из них настоящие шедевры, входящие в первую десятку мирового кино, типа "Танцующей в темноте" или "Вестсайдской истории", осторожность меня не покидает. Во-вторых - книжка для меня когда-то культовая. Не так, как мушкетеры, но все равно. Помню фразы. помню сцены, помню всё. короче. То есть, имеется большой шлейф ожиданий, а это всегда опасно. В-третьих - книжка очень-очень толстая. Куда деть многостраничные рассуждения и исторические отступления? Как положить, так сказать. на экран совершенно шикарные километры. посвященные парижскому воровскому жаргону, и что будет в этом случае с переводом? да еще и, не забываем, это - мюзикл!
Кроме того, я хотя бы книгу читала, а мои спутники - нет, и я дополнительно боялась. что они запутаются в чехарде сюжетных линий и не оценят. поэтому перед сеансом делала то, что нельзя - пыталась что-то объяснить заранее. торопливо размахивая руками. в то время, как спутники затыкали уши и пытались сделать то же самое со мной.
Но ужаса не случилось. Я бы назвала фильм прекрасным и развлекательным. серьезным и не погрешившим. я бы сказала, что сохранен и дух, и буква, что нет в нем пошлости и нет в нем скуки (конечно, если вы в принципе способны слушать прозу в музыкальном переложении и слушать выразительный голос одного певца-актера по пять минут). То. что авторы выбрали такую. тяготеющую к условности, форму. пошло очень на пользу фильму. Не возникает вопросов по сюжетным линиям, что выбрали - то выбрали, а выбрали они главное. и выкинули вполне второстепенное, правда. к сожалению, под второстепенное попала вся жизнь городского дна, вся уголовщина, все тюремные дела и судьбы и т.д. а сам Гюго придавал огромное значение этому, и сам шикарно разбирался в отбросах и прочем. Все линии - криминальная. революционная и несколько любовных вполне четкие, романтичные и вызывают ого-го какой отклик у думающих людей. Почему у думающих? а как можно, глядя на революционных мальчиков, клянущихся умереть за свободу, на народ, за который они это делали и которому пофиг, на их "невероятную легкость бытия". на их игру в жизнь и смерть, не думать о наших собственных мальчиках, о наших революциях всех мастей. и, не побоюсь этого слова. о нашем народе? Как не посопереживать и слегка не позавидоватьФранции, прошедшей через эти кровавые бойни, одна за одной, одна за одной, и теперь справедливо гордящейся именно своими завоеваниями, оплаченными их общей кровью? И как не посочувствовать нашей собственной стране, у которой отобрали гордость революциями и завоеваниями, у которой внезапно оказалось одно прошлое - "кровавое наследие царизма, рабское крепостное право, бунт гопоты, немецкий заговор, большевистский террор и кровавый режим" снова и снова?
Все это безумно красиво и исторгало из груди нашей вздохи - мальчики в белых рубашках, знамена, кровь, солдаты, кровь, огонь... Но французы всегда прекрасны - в кабачке, в мастерской, на баррикадах и перед расстрелом. Такая уж судьба у нации - у ее верхушки. Как жила в то время низушка- тоже интересно посмотреть, тоже, чтобы подумать - кому о чём:)
Чем еще отличается этот фильм от всего последнего и предпоследнего, что мной прочитано и просмотрено - это высокие чувства. высокие отношения и высокие проблемы. сейчас, совершенно очевидно забытые. Не вредно лишний раз увидеть, что не всегда бабло правило людьми. что люди могли жить и умирать, руководствуясь всякими странными вещами - чувством долга, нравственным противостоянием, совестью. раскаянием и прочими утраченными штучками.
Актеры вполне гламурны. но где возьмешь сейчас других?) Потом, опять же, дело происходит во Франции)) Единственное, что одна девушка, многократно описанная Гюго, как "прозрачное существо, дитя порока и трущоб, не видевшая в своей жизни ни зеленого листика, не выпившая ни глотка чистой воды" выглядит слишком уж упитанно для трущобной несчастной падшей, но любящей. Да и сама Козетта... Но, с другой стороны, где сейчас взять прозрачных, недокормленных с синюшной кожей и грубыми руками? А мужики все хороши, единственное, что я очень надеялась, наконец, увидеть Монпарнаса - самого жестокого и самого красивого парижского преступника (19 лет, кажется ему было), но опять не пришлось, лишь имя его мелькнуло, и я вздрогнула в кресле, то есть, во мне вздрогнуло все то, что осталось от пятнадцатилетнего одного расстройства)
Резюме: фильм "Отверженные" на выходные - классное развлечение, с последующими разговорами, с детьми лет с 11, а с продвинутыми детьми - лет с 8 идти можно и нужно, секс всего один-два и очень мельком, полностью понятно, как и в жизни, кто хороший, кто плохой, а кто сложный, мерзавцы мерзкие и побеждены, хорошие прекрасны и торжествуют. Или умирают. Как в жизни:))
ЗЫ: да, еще забыла важную вещь - весь фильм слушаешь, практически, только иноземные голоса, ничего не изуродовано дубляжем, идут титры, так что не умеющим читать - не рекомендуется, а вот желающим поупражняться в понимании английского - очень даже.