Apr 28, 2015 09:47
Бескорыстие, попечение о других, отдавание предпочтения другим
(араб. исар)
Откажись от всего, что имеешь, ради Бога,
Ибо бескорыстие достойнее скаредности.
ХХ 127
Бескорыстие значит ставить довольство других выше собственного.
* * *
Согласно Корану: “Они дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение” (59:9).
Действительно, бескорыстие любящего побуждает его отказываться от своего плодоносного сада ради нас, он приуготовляет для нас надлежащее место в своей душе.
ММ III 503
Разница между великодушием, щедростью, человеколюбием и бескорыстием
Великодушие (джуд), как говорят, означает бескорыстное дарение еще до того, как в том возникнет нужда; щедрость (карам) - бескорыстное отдавание искомого от доброты душевной, а не из стыда; человеколюбие (сакха’) - дар, соответствующий нужде приемлющего, не более; бескорыстие - дарение того, в чем ты нуждаешься сам.
МвН 97
Абу Али Даккак сказал: “Кто ставит Бога над своим нафсом, тот подвизается в великодушии, кто отдает первенство Богу над своим сердцем, подвизается в щедрости, кто отдает первенство Богу над своей душой, подвизается в бескорыстии”.
ТА 655
Щедрость ((? - liberality)) значит часть отдать, а часть удержать для себя; благородство ((? - generosity)) значит большую часть отдать и немного оставить себе; а бескорыстие значит всё отдать и жить в нужде и бедности.
КАМ VI 410
Определения бескорыстия у наставников Пути
Бескорыстие значит отдавать предпочтение другому перед собой, помогать этому человеку и защищать его. Такова высшая ступень дружелюбия.
ТДж 59
На начальных этапах бескорыстие значит тратить то, что имеешь в избытке, и перестать откладывать; на завершающих этапах бескорыстие значит самоупраздненность, утрату всего и стирание обусловленности, раз и навсегда.
РШ IV 175
Абу Хафс Хаддад сказал: “Бескорыстие значит ставить заслуги собратьев в житейских и духовных делах выше своих собственных”.
ТА 398
Наставники Пути о бескорыстии
Бескорыстие арифа это охотное вручение Богу иного-чем-Бог и пестование своего духа в кротости и смирении. Это вверенность течению Божьей воли и тем самым избавление от всего, идущего против Божьей воли. Ариф благодаря Богу ведает, что он принадлежит Богу и Бог полновластен над ним, и он умывает руки в отношении самостоятельных действий в Божьих владениях. Далее он “получает предпочтение” в Божьем довольстве над своим собственным и не завидует Божьим преданным, миру и мирскому - настолько, насколько это в его власти.
В Коране так описывается важнейшее свойство последователей любви: “Они дают (другим) предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение” (59:9).
Наставники говорили, что следует вести себя смиренно с обычными мирскими людьми, быть бескорыстными с бедняками и радостным (инбисат) с собратьями. Ариф сказал: “Бескорыстие - занятие свободных людей”.
МА 41
65-е поле - поле предпочтения (исар), оно проистекает от поля вверенности (тикат). Согласно Корану: “Они дают (другим) предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение” (59:9).
Предпочтение означает предпочтение того, что более добродетельно, и включает три вещи:
- предпочитать Бога богатству, где хвала лучше преисполненности собой, внимание к Богу лучше сокровищ, и рай лучше благосостояния;
- отдавать предпочтение сердцу над жизнью, где сердце лучше мирского существования, покой лучше молодости, и дружба (с Богом) дороже, чем душа;
- отдавать предпочтение религии над своими привязанностями, ведь религия несет мир, не нарушает уединения, и возрастает в размышлении.
СМ 52
Согласно Корану: “Они дают (другим) предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение” (59:9). Бескорыстие означает безоговорочное предоставление чего-либо для кого-то иного. Это непременно вызывает позитивные и благие сдвиги. Оно включает три ступени:
- отдавать свою собственность другим в соответствии с религиозным уложением, не сбивать людей с Пути и не разрушать их момент (вакт). Это достигается посредством трех вещей: уважительным отношением к правам других людей, неприязнью к низости и выработкой в себе благодатных свойств.
- Ставить чужое довольство выше своего - вне зависимости от своих собственных нужд, тягот имущественных и денежных трат, которые это может повлечь. Это достигается посредством трех вещей: непоколебимым признанием Бога, полным подчинением Богу и властью смиренного претерпевания.
- Вверенностью своего попечения о других (исар) Богу, ибо упование на самого себя есть притязание на самоуправство и неумение распознать Божье попечение. Распознание божественного попечения - знак самоуправздненности человека.
МС 96
Согласно Корану: “Они дают (другим) предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение” (59:9). Этот аят был ниспослан для беднейших из сподвижников Пророка. Настоящая основа попечения о других - уважение прав своих сотоварищей, подчинение своих интересов их интересам, и готовность переносить тяготы, чтобы другим было хорошо - ибо попечение о других значит помощь другим и следование в жизни тому, что Господь повелел Своему Пророку: “Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд” (7:197).
Попечение о других бывает двояким: в дружбе, о чем и говорилось выше, и в любви. Предпочтение прав своего сотоварища над своими влечет за собой определенные беспокойства и усилия, а предпочтение прав своей Возлюбленной над своими всегда нетягостно и дается легко.
Общеизвестен случай, когда Гулям ал-Халил начал вымещать на суфиях свою злобу, казня их одного за другим. Нури, Раккам и Абу Хамза были схвачены и доставлены во дворец халифа. Гулям ал-Халил сказал: “Эти суфии - вероотступники. Если предводитель верных прикажет казнить их, вероотступничество будет сокрушено, ибо они - главари. Если ваше величество свершит это доброе дело, ручаюсь, что от этого будет большая польза”. Халиф согласился с ним и повелел отрубить им головы.
Подошел палач и связал всем троим руки. Когда он занес меч, чтобы обезглавить Раккама, Нури бросился и подставил под меч свою голову. Это изумило присутствующих. Палач сказал: “О благородный, меч - не настолько желанная вещь, чтобы с таким вожделением стремиться к ней, а твой черед еще не подошел”. Нури ответил: “Воистину мой путь основан на попечении о других (исар). А так как жизнь - самое ценное, я хотел подарить еще несколько мгновений жизни своим сотоварищам, ибо в моем понимании и мгновение в миру дороже, чем тысяча лет в мире ином, ведь здесь - место служения, а там - место близости, близость же завоевывают служением”.
Эти слова были записаны и переданы с гонцом халифу. Халифа столь тронула сердечная чуткость Нури и его слова, что он приказал отложить казнь и повелел главному судье, Аббасу ибн Али, провести дознание. Всех троих доставили к судье, и тот, задавая им вопросы, убедился в совершенном знании ими шариата и Реальности, и устыдился совершенному над ними произволу.
Тогда Нури сказал: “О судья, ты задал нам много вопросов, но среди них не было ни одного по существу, поскольку есть люди Божьи, которых Он поднимает и усаживает; их речи, труд и отдых - через Него, ибо они непрестанно свидетельствуют (мушахада) Его. Если бы это свидетельство прервалось хотя бы на миг, они изошли бы криком”.
Судью поразила тонкость сказанного и глубина состояния Нури. Он написал халифу: “Если суфии - вероотступники, то я готов подписаться под тем, что на свете не существует последователей божественного единства (таухид)”.
После этого халиф вызвал их и сказал: “Требуйте чего хотите”. Они в ответ: “Единственное наше желание - чтобы вы позабыли про нас. Мы не стоим ни милостей, ни изгнания, ибо ваша благосклонность и недовольство для нас - одно”.
Халиф опечалился и с почестями отпустил их.
Нафи, сподвижник Пророка, передает, что однажды Ибн Умару захотелось рыбы. Обегали весь город, но рыбы не нашли. Наконец через несколько дней Нафи сам отыскал рыбу. Он приказал пожарить ее и, выложив на лепешку, поднес Ибн Умару. Лицо последнего просияло - словно у тяжелобольного, для которого забрезжила надежда на выздоровление. В этот момент нищий попросил милостыню, и Ибн Умар распорядился, чтобы тому отдали рыбу. Его слуга возразил: “О наставник, в течение нескольких дней тебе хотелось рыбы. Постыдно отдавать ее. А нищему мы дадим что-нибудь другое”. Ибн Умар ответил слуге: “Эта рыба противозаконна для меня, ибо я отверг ее - согласно словам Пророка, которые я слышал от него: “Когда человек страстно домогается чего-либо, а затем отвергает желанное, “отдавая предпочтение” другому перед собой, отвергнувшему прощается”.
Мне попадался рассказ о десяти дервишах, сбившихся с пути в пустыне. Их стала мучить жажда, а всей воды было на одну чашка. Каждый предлагал воду другим, и никто так и не дотронулся до нее. Один за другим они стали умирать от жажды. Когда в живых остался лишь один дервиш, он выпил воду и благодаря этому нашел в себе силы вновь выйти на тропу. Кто-то сказал ему, что лучше бы ему не трогать воду. “Согласно шариату я должен был выпить ее, - ответил он. - Не сделай я этого, на меня лег бы грех самоубийства”. Вмешался другой: “А разве твои товарищи не повинны в самоубийстве?” “Нет, - ответил дервиш, - ведь они не пили для того, чтобы напился кто-то другой. А когда все отошли в мир иной, сохраняя верность своему намерению, и я остался один, для меня стало дозволительным выпить воду”.
Али занял постель Пророка, когда тот бежал из Мекки с Абу Бакром и укрылся в пещере Хира. Той ночью неверные задумали убить Пророка. Бог возгласил Гавриилу и Михаилу: “Если бы Я послал каждому из вас по брату и постановил, что одному из вас суждено пережить другого, кто из вас двоих отдал бы предпочтение своему брату, подарив ему жизнь, а сам избрав смерть?” Оба выбрали жизнь. Тогда Господь сказал: “Воззрите на доблесть и благородство Али. Пророк для него - как брат, и он избрал смерть - быть убитым во время сна вместо своего брата, пожертвовав собой ради Пророка и выбрав смерть для себя и жизнь для него. А теперь сойдите на землю и оберегайте его от врагов”.
Гавриил и Михаил спустились к ложу, где спал Али, один встал у изголовья, другой - у изножья. Гавриил сказал: “Найдется ли кто, подобный тебе, о сын Абу Талиба, о котором Бог печется более, чем обо всех ангелах вместе взятых, в то время как ты безмятежно спишь?” В это мгновение Бог явил через Гавриила стих, открывающий чин Али: “А среди людей есть и такой, который продает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха, а Аллах - кроток к рабам” (2:207).
Когда Бог положил верным тяжкое испытание в битве при Ухуде, одна женщина из праведных помощников (жителей Медины, которые помогали мусульманам, изгнанным их Мекки, и поддерживали их) принесла воды для ратников на поле битвы. Она увидела одного из доблестных сподвижников, который умирал, весь израненный. Он показал ей, что хочет пить, но в то время как она подходила к нему, другой раненый попросил пить, и первый, отказываясь, жестом показал, чтобы она напоила второго. Когда же она подошла ко второму, еще один попросил воды, и тот отказался в пользу третьего. Так повторилось несколько раз, пока седьмой человек не умер, в то время как она шла на его призыв. Лишь после этого она вернулась, чтобы напоить шестерых предыдущих - и обнаружила, что те уже мертвы. В это мгновение ей был ниспослан стих: “Они дают (другим) предпочтение перед собой, хотя бы и было у них стеснение” (59:9).
Среди детей Израиля был благочестивый человек, который четыреста лет поклонялся Богу. Однажды он сказал: “О Господи, если бы Ты не сотворил эти горы, Твоим преданным было бы гораздо легче путешествовать”. Пророку того времени пришло повеление Божье: “Скажи тому благочестивцу: “С чего тебе вмешиваться в Мои дела? Из-за твоего вмешательства Мы стерли твое имя в списке благословенных и внесли его в список проклятых”. Когда он услышал это, его сердце зашлось от восторга, он пал на землю, распростершись, благословляя и благодаря Господа. Пророк того времени воскликнул: “О мудрый, не обязательно благодарить за проклятье”. “Моя благодарность - за то, что Господь внёс мое имя по крайней мере в один из Своих списков, - ответил поклоняющийся. - Прошу тебя, о пророк, скажи Господу, чтобы, отправляя меня в геенну, он сделал мое тело таким большим, что оно займёт всё место, предназначенное для грешных верующих, и они могли бы отправиться на небеса”.
Услышав это, Бог повелел пророку сказать поклоняющемуся, что испытание, которое Он возложил на него, было дано ему не для унижения, а чтобы выказать другим его натуру, и что в день воскресения и пророк, и те, за кого он ходатайствовал, будут на небесах.
Как-то я спросил у Ахмада Хаммади из Серахса, приходилось ли ему каяться. Он сказал: “Однажды я отправился на верблюдах в пустыню. Некоторое время я оставался там и ничего не ел, лелея намерение, чтобы моя доля отошла другим. Слова Божьи “они дают (другим) предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение” (59:9) непрестанно звучали во мне, и я ощутил сильное тяготение к суфиям.
В один из дней из пустыни пришел голодный лев и, задрав одного из моих верблюдов, забрался на скалистый выступ и оттуда оглашал окрестности рыком до тех пор, пока отовсюду не сбежались дикие звери. Он разорвал верблюда на части, но сам не тронул ни кусочка и вновь поднялся на скалу. Другие звери - волки, шакалы, лисы - отведали добычи. Лев держался на отдалении, пока они наконец не ушли. Тогда он поднялся, чтобы тоже поесть, и тут заметил на отдалении увечную лисицу. Он снова лег и подождал, пока та не насытилась. Лишь после этого он подошел к добыче.
Я наблюдал всё это издали. Закончив, лев приблизился и обратился ко мне: “О Ахмад, отдавать предпочтение другим в отношении пищи могут и собаки. Люди отдают предпочтение (Богу) в отношении своей жизни и души”. После этих слов я оставил все мирские занятия, вот каковы обстоятельства моего покаяния”.
Джафар Хулди рассказывает, что однажды, когда Абу-л-Хасан Нури находился в уединении и молитвенно обращался (мунаджат) к Богу, он пришел, чтобы подслушать, поскольку Нури славился проникновенностью своих слов. Тот говорил: “О Господи, Ты мучаешь людей ада, хотя все они - Твои создания, творение Твоего всеведения, власти и воли. Если необходимо наполнить ад людьми, заполни его и все его круги мною одним и отошли всех прочих в рай”. Джафар сказал, что его удивили слова Нури. Однако во сне ему явился некий человек и сказал, что Бог повелел, чтобы он (Джафар) передал Абу-л-Хасану, что Бог простил его - за почтительность перед Богом и сострадание к созданиям Божьим.
Нури был отмечен Господом, когда он беседовал (с Господом) в темной комнате, вся она озарялась его внутренним светом, посредством божественного озарения ему были ведомы сокровенные помыслы его учеников. Потому-то Джунайд и сказал: “Абу-л-Хасан - соглядатай сердец”.
Попечение о других - основополагающий момент в наставлениях Нури, жизненный принцип и свойство, высоко ценимое озаренными людьми. Действительно, человеку труднее всего оставить свой дух и отвергнуть то, что он любит. Бог сделал отдавание любимого ключом к добродетели, ведь в Коране говорится: “Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите” (3:92). Когда оставляешь свой дух - бояться ли отдать имущество и чин, пищу и одежду?
КМ 236
Путь суфиев - поминание (зикр) и благодарность (шукр), служение и поклонение, альтруизм и довольство (кана’ат).
* * *
Те, кто печется о других,
первенствуют на поле битвы,
А не те, кто простаивает ночи
с сердцем, что мертво.
Саади
суфийские мастера,
стоянки суфиев,
попечение о других (араб. исар),
дух суфизма,
ахваль,
макам,
УСТОИ СУФИЗМА,
макамат,
sufi practice,
путь суфиев,
sufi theory,
суфийский путь,
состояния (ахваль) и стоянки (макамат),
исар,
опоры суфизма,
суфийские трактаты,
бескорыстие (араб. исар),
классики суфизма,
дервиши,
sufi,
дервишизм,
СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ,
sufi masters,
стоянки,
СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ,
суфизм,
sufi path,
javad nurbakhsh,
ахвал,
суфийские наставники,
джавад нурбахш,
мудрость суфиев,
sufi doctrine,
sufism,
книги по суфизму,
суфийская доктрина,
внутренние состояния на суфийском пути