Джавад Нурбахш. СУФИЗМ 5. РЕВНИВОСТЬ (араб. ГАЙРАТ, ХАЙРАТ, ГАЙРА, ХАЙРА)

Apr 28, 2015 09:41

Ревнивость, ревность, ревностность в суфизме
( араб. гайрат )

Что я могу поделать,
когда молния ревнивости
ударяет из Незримого
и испепеляет мое бытие?

Хафиз

В суфийской терминологии притязающий ревнует, когда кто-то другой жаждет Возлюбленную еще страстнее, чем он.

* * *

Прошлой ночью, когда я был один,
ревность захлестнула меня -
я застал Возлюбленную в объятиях другого.

Хафиз

По ту сторону обоих миров
Ты - Сам для Себя Возлюбленный.
Твоя ревнивость обескуражит любого.

Аттар

Человеческая и божественная ревнивость

Когда Шибли спросили о ревнивости, он ответил: “Ревнивость бывает двух видов: человеческая и божественная. Первая - ревнивость к людям, вторая - ревнивость к моментам, потраченным впустую на иное-чем-Бог”.

ЛТ 228

Божественная ревнивость:

Страж сердца, душ хранитель - особенно ревнив.
Подпавший под Его ревнивость - не зрит иного.

Руми

Человеческая ревнивость:

Тысяча посвященных душ
испепелена той пылкой любовью,
для которой вечером и утром
ты - светоч в ином собранье.

Хафиз

Разница между ревнивой любовью и ревностью

Ревнивость (гайрат) и ревность (хасад) сходны в том смысле, обладающие ими восстают против притязающих на их любимую. Однако причины этого различны: ревнивый не желает, чтобы другие были близки с его Возлюбленной вследствие Ее запредельности и священного статуса, а ревнующий никого не подпускает к любимой, жаждая близости и наслаждений с ней для себя одного.

ТКК 358

Стадия ревнивости для пророков

Всякий раз, когда духовно познавший, наслаждаясь полнотой любви (махаббат), видит пророков и божественных посланников в иерархии близости, он выказывает ревнивость по отношению к ним. Ибо он желает сам пребывать в божественном присутствии.
Ариф сказал: “Это состояние проистекает от полноты любви (махаббат), ведь ревнивость - это ответвление махаббата”.

МА 283

Стадия ревнивого изъятия иного у арифов

Когда чистый и искренний ариф видит, как кто-то лживо уверяет других в своих притязаниях на любовь (махаббат) к Богу и Его духовное ведание, он отныне и навсегда исключает такого человека из своего поля зрения. Пророк говорил: “Ревнивость проистекает от веры”.
Ариф сказал: “Всякий раз, когда любовь Единственного (вахданийят) поглощает любящего и он видит свою стоянку с точки зрения Единства, он более не принимает во внимание никакие лживые притязания”.

МА 242

Высказывания наставников Пути о ревнивости

Некоторые утверждали, что ревнивость присуща новообращенным, поскольку приверженный божественному единству (таухид) не воспринимает ничего, кроме Бога; не имея своей воли, он не способен к волеизъявлению и не пытается делать это во владениях божественной власти, ибо Бог - властелин и творит что пожелает.

РК 421

Всякому, кому присуща Божья ревнивость, надлежит предать забвению всё сотворенное. Эта, истинная ревнивость, ведет также и к преданию забвению своего “я”. Кто снискал ревнивость Божью - особенно любим Богом, и Бог не оставляет ему ни свойств, ни характерных черт, ни личной жизни и индивидуальных проявлений для стороннего взгляда; истинная ревнивость заставляет его утратить ведание даже самого себя.

ТКК 632

Когда ариф в своей любви отрешается от всего помимо Бога, зная, что Бог - цель его жизни и предмет созерцания, глазам его открывается то, что служит завесой между ним и Богом. Бог вселяет в него желание, чтобы никто не заглядывался на него, и он одевается непривлекательно и безвкусно, так что люди отворачиваются от него, тем самым оставляя его наедине с Богом. Если же он хотя бы на миг увлечется чем-то иным, помимо Бога, Бог опаляет его огнем и мучает мукой, какую никогда не посылает на жителей мира.
Приведем высказывание Пророка: “Я ревнив, и Саад ревнив, а Бог ревнив более нас обоих”. Из-за Своей ревнивости Бог знаменовал бесстыдные деяния.
Когда Сари привели аят из Корана “и когда ты читаешь Коран, Мы делаем между тобой и теми, которые не веруют в последнюю жизнь, завесу сокровенную” (17:45), он сказал своим сподвижникам: “Помните об этой завесе, ибо это завеса ревнивости. Нет никого ревнивее Бога”. Насрабади сказал: “Кто воззрит на иное, помимо Бога, - может не взирать на Бога, ибо Он ревнив”.
Ариф сказал: “Ревнивость служит преградой преходящему при восприятии Бога в аспекте Сущности вечного”.

МА 144

Ревнивость - предпосылка любви. Не существует любящих, лишенных ревнивости. Цель ревнивости - защитить любящего в его усилиях отлучить любимую от другого или другого от своей любимой - даже если речь идет о дружеских отношениях двух людей или просто о мысленных притязаниях на близость.
Ревнивость бывает трех видов: ревнивость любящего, ревнивость возлюбленной и ревнивость любви. Это подразделение не противоречит тому положению, что ревнивость возлюбленной исходит из ее любви, а не оттого, что она любима. То же самое приложимо и к ревнивости любви, о чем будет сказано ниже.
Далее, “ревнивость любящих” бывает двух видов: “ревнивость любящего без взаимности” и “ревнивость любящего с взаимностью”. Ревнивость первого недейственна, поскольку ее цель - отлучить возлюбленную от других, однако она может быть действенной в случае, когда стремится разорвать привязанности других к возлюбленной. Например, Иблис не преуспел в своем ревностном пыле отвлечь внимание Возлюбленной от Адама; более того, его усилия сыграли роль клинка, который отсек его от Возлюбленной и обрек на отлучение и вечное проклятие. Однако ревностный пыл Иблиса (направленный на то, чтобы) порвать связь “любящего без взаимности” с его Возлюбленной, достиг и далее будет достигать своей цели.
“Ревнивость любящего, который любим”, со стороны любящего может быть направлена на привязанность Возлюбленной к другому или другого к Возлюбленной, или на тех любящих, которые дарят свою любовь не Возлюбленной, а иному, или на помыслы других людей о Возлюбленной.
Ревнивость любящего в отношении связи Возлюбленной с другим может заключаться в том, что он наблюдает за воздействием любви Возлюбленной на другого и видит утрату этим человеком этикета (адаб), что возбуждает в нем ревнивость по отношению к любовному вниманию Возлюбленной (по отношению к третьему лицу); и если он близок с Возлюбленной, его неистовая ревнивость отвлечет внимание Возлюбленной от этого человека, тем самым доказывая, что это внимание было чисто поверхностным. Именно поэтому достигшие и познавшие говорили, что следует удерживать внимание наставника и почитать его за честь.
Далее, ревнивость страстно влюбленного на предмет привязанности другого к Возлюбленной подпадает под определение “ревности любящего, которого любят”. Ревнивость страстно влюбленного к любящему, питающему чувство к иному-чем-Возлюбленная, такова, что в своей любви и почитании либо во время вспоминания Возлюбленной он уделяет внимание другому и желает прекратить это, сохраняя в чистоте свою любовь (махаббат), поминание и почитание Возлюбленной, чтобы ничто подобное больше не смогло вновь отвлечь его. Именно это произошло с Соломоном, чья любовь к “легко стоящим, благородным (скакунам)” (38:31) и преисполненность ими отвлекла его от поминания Бога. И тогда огонь ревнивости возгорелся в нем, он обнажил меч гнева, вскричав: “Я полюбил любовь к благам больше, чем поминание Господа моего, пока не скрылось оно за завесою. Верните их ко мне!” И он стал подрезать им поджилки и рубить головы” (38:32-33).
Далее, ревнивость основана на осознавании в глубинном сознании (сирр) отношений другого с Возлюбленной, удовольствии от ночных собеседований (мусамара), созерцания Возлюбленной и желания, чтобы никто не знал об этом и о ваших любовных чувствах. Человек скрывает эти отношения, отрицая их либо иначе вводя в заблужение, стараясь исключить все источники получения сведений.
Ибн Ата сказал: “Ревнивость возлагается на друзей Бога (вали), лучшая же ревнивость - та, которая сопутствует любви и дружелюбию”. Джунайд сказал: “ Ревнивость позволительна лишь в трех ситуациях: во время поминания (зикр) либо при небрежении; когда видишь любовь (махаббат) сподвижников к Возлюбленной; либо во время почитания Возлюбленной”.
Что же касается “ревнивости Возлюбленной”, то она может вызываться отношениями любящего с кем-то другим либо тем, что кто-то еще знает о существовании любящего. Возлюбленная ревнует своего избранника, если Она любит его, ибо ревнивость необходима для любви, любовь же - неотъемлемое качество влюбленных. К тому же Возлюбленная не может ревновать как Возлюбленная, но лишь как Любящая, и Ее ревнивость, вызываемая отношениями любящего с другими, должна послужить разрыву этих отношений. Под “другими” здесь имеется в виду мирское или премирное, что смягчает внутреннюю жизнь и утешает сердце любящего. Поэтому если любящий привязан к миру, Возлюбленная отнимет у него мир, как говорится в священном речении: “Когда Я всецело обращаю Мое лицо к Моему преданному, мир для него полностью исчезает”. Если привязанность любящего заключается в искании обожания со стороны других людей, Возлюбленная создаёт такое обожание и затем разрушает ситуацию благоволения, которой наслаждается любящий перед сторонними взглядами, рассекая привязанность клинком их порицаний. Если любящий привязан к своему нафсу, Возлюбленная побуждает любящего осознать изъяны и недостатки нафса с тем, чтобы уничтожить эту привязанность. Если любящий привязан к раю, гуриям, дворцам и утехам, грядущим в загробной жизни, Возлюбленная находит способ уничтожить эти привязанности - как в случае с Адамом, когда его сердце прикипело к райским усладам и Еве, и утешалось ими, - и тогда Возлюбленная пресекла эту связь клинком ревнивости, изгнав Адама из отчих краёв и покарав отчуждением от Евы.
Что же касается “ревнивости Возлюбленной” к другой, то (в этом случае) осознание состояния любящего таково, что состояние любящего остается скрытым от сторонних взглядов завесой Могущества и куполами Ее ревнивости, так что лишь Она может являться перед очами любящего: “Мои друзья - под Моими куполами, и никто не ведает о них, кроме Меня”. Этот род ревнивости такой же, как у мужчины по отношению к женщине. В этом смысл хадиса: “Друзья Бога - его суженые на земле”. Пророк также сказал: “Истинно я ревнив, и Саад ревнив, Бог же - ревнивее нас”.
Ревнивость присуща только духовно вкушающим (заук) и тем, кто воспринимает истины и тонкие моменты, ведь ревнивость - неотъемлемое качество любящих. Трудно постичь любовное чувство любящего, никому это не под силу - но не любви Возлюбленной. Причина этого состоит в том, что хотя ревнивость это свойство, неотъемлемое от любящего, его существование зависит от любви: без любви не может быть ревнивости любящего. И потому ревнивость опирается и на любовь, и на любящего, однако один атрибут не может опираться на две сущности, и потому он присущ либо любящему - а любовь на том и стоит - либо иному. Итак, любовь более важна, чем любящий, она самосущна и составляет его существо, так что любящий зависит от любви. Любящий и Любимая - два проявления сущности, которая и есть любовь.
Любовь это средостение между любящим и Любимой, которое приводит его к Ней, кладя конец разлуке. Пока любящий полностью сосредоточен на любви, и его Возлюбленная - иное-чем-любовь, (на самом деле) он сосредоточен на своей участи, так что между ним и Возлюбленной сохраняется разделенность. Иными словами, он не достиг реальности бытия любящего, о чем говорил Джунайд: “(Истинная) любовь это любовь любви и любовь нежного влюбленного”. Нури выразился более кратко: “(Истинная) любовь это любовь любви”. При всецелой сосредоточенности на любви любящий, Любимая и любовь становятся единым целым, отделённости больше не существует. Это состояние является следствием “ревнивости любви”, которая отвлекает человека от всех иных направлений и приводит к сосредоточенности на себе самой, высвобождая из пут любви к внешней возлюбленной.
На языке любви это состояние называют “раздевание любящего его Возлюбленной”. С этого времени власть любви стирает различие между любящим и любовью, растворяя любящего в себе, при этом достигается реальность, оставляющая позади выражение слитности; на этой стадии существо любви, Любимая и любящий сливаются воедино. Здесь нет единения и разлуки, близости и отдалённости, отторжения и принятия, - единое существо за пределами всего этого. Такая стадия описана в стихах:

Любимая, любовь и любящий -
Все три едины и тождественны здесь.
Откуда взяться разделенности
Там, где нет даже и единения?

МХ 414

Я ревную к каждому, кто привязан к Тебе. Я враг любого, кто любит Тебя. Ревнивость - следствие сильного чувства и обязательное условие близких дружеских отношений. Ревнивость возникает в случае максимальной доброжелательности, что объясняет, почему она проявляется по отношению к друзьям.
Ревнивость - атрибут любящего, а не Любимой. Когда любящий самоупраздняется, он становится Любимой. Ревнивость имеет место, пока сохраняется двойственность. Силой ревнивости (гайрат) человек расправляется со всем, что не является (гайр) Возлюбленной, расчищая дорогу от вторичных причин и всего, что не является Возлюбленной. Справедливо ревновать к тем, кто достоен Тебя, однако достойные Тебя редки.
Если влюбленному открывается красота Возлюбленной, ему явится также и Царица Любви. Сперва любящий, обособленный своей личностью, убегает прочь, ибо вода не способна соединиться с огнем. Обоготворение Возлюбленной - это твоя особенность, проистекающая от твоей же обособленности. Любящий разводит себя и Любимую - отсюда все затруднения. Отчего ты тяготеешь к инаковости? Какое отношение имеет инаковость к Любимой? Дай уйти всему, кроме любви, - начни с себя. Лишь тогда ты сможешь по-настоящему посвятить себя любовному тружению.

ДжА 127

Согласно Корану: (Соломон сказал:) “Верните их ко мне!” И он стал подрезать им поджилки и рубить головы” (38:32-33).
Ревнивость означает утрату воздержанности, когда вновь обретаешь утраченное, и умаление терпения из-за стоимости утраченного. Различают три ступени.
Первая ступень - ревнивость поклоняющегося по отношению к тому, что он упустил, - с тем, чтобы восполнить это - будь это наверстывание упущенного или поиски эквивалентной замены.
Вторая ступень - ревнивость ученика в отношении момента, который был упущен. Это ревнивость рьяная, ибо момент подобен взъярившемуся жеребцу, приблизиться к которому неимоверно трудно и которого можно успокоить лишь терпеливой осмотрительностью.
Третья ступень - ревнивость духовно познавшего к глазу, ослепшему от слёз, к глубинному сознанию (сирр), изъеденному ржавчиной, и к тоске, сменившей надежду и упование на дары.

МС 152

Пятьдесят восьмое поле - поле ревнивости, оно проистекает от поля уважения (хурмат). Ревнивость это уважение к тому, что невозместимо, например, жизнь, что как лавка, для которой мудрость - украшение, религия - вложенные средства, а верующий - торговец. Сколь многое в жизни либо губительно, либо целительно. Момент, дарованный нам, - либо благословение, либо позорное клеймо, и то, что остается от жизни - это либо яд, либо противоядие. Другое уподобление: сердце - сокровищница, Сатана - недруг, медитация - замок на двери сокровищницы, а верующий - тот, кто терпит нужду. Всё, что умаляется от нафса, прибавляется в сердце; что рождается в миру - падает в цене; что возрастает в притязаниях - умаляется в своем существе. И еще пример: момент (вакт) это то время, когда “я” отсутствует. Всякий, кто скрывает вакт либо крадёт у кого-то - погубитель этого человека, больший, нежели убийца. Тот же, кто упрочняет чей-либо вакт, - для этого человека дороже отца с матерью. Вакт с таким человеком желаннее обоих миров.

СМ 49

Для людей божьих ревнивость объемлет три стадии: в Боге, для Бога и от Бога.
Ревнивость освобождает обитель сердца от всех, кроме Тебя, ибо странствие в это уединенное место не мило никому. Кроме Тебя.
В своей основе ревнивость значит осознавать, кто не является Возлюбленной.
Когда возникают посторонние, ревнивость возрастает. Я ревнив, когда, помимо Тебя, есть и иное.
Для приверженцев божественного единства (таухид) существование того, что не является Возлюбленной, умопостигаемо, поскольку именно это порождает множественность, которая сама по себе также умопостигаема. Однако при целом ряде состояний эта множественность может иметь основание в Единой Сущности. В этих случаях некоторые утверждают, что сущности обладают объективным существованием, что объекты в множественности сущностны и видимы, таким образом объясняя множественность. Именно исходя из этой точки зрения представляется, что ревнивость выражается в объектах. Передают, что Пророк, в ком соединились все озарения и таинства, и кто является местом чистого проявления совершенных аспектов вещей, явился и возгласил: “Воистину Саад ревнив, я - ревнивее Саада, Бог же ревнивее нас обоих”. Также передают, что Пророк говорил: “Воистину Бог ревнив, и выражение Его ревнивости - Его отвращение и анафема тому, что исходит от нас, и тому, что у нас внутри”.
Есть два вида ревнивости: достохвальная и порицаемая. Если кто-то совершает порицаемое деяние, заставляющее возревновать, но выражает ревнивость внешне только когда видит такое же порицаемое деяние, совершаемое другим человеком, можно сказать, что такая ревнивость не является божественной ревнивостью и скорее всего проистекает от нафса.
Далее, “ревнивость с Богом” включает сокрытие тайн, такова суть стоянки принятия порицаний. Согласно священному речению: “Мои друзья под Моими куполами и никто не ведает о них, кроме Меня”.
Что же касается “ревнивости от Бога”, так же, как Бог скрывает стоянку Своих друзей, они скрывают Его тайны. О Господи, даруй нам их стоянку и не лишай нас их благословений.

РШ IV 226

хайрат, суфийские мастера, стоянки суфиев, дух суфизма, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, гайрат, макамат, sufi practice, путь суфиев, sufi theory, суфийский путь, РЕВНОСТЬ (араб. гайрат), хайра, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), опоры суфизма, суфийские трактаты, классики суфизма, дервиши, РЕВНИВОСТЬ (араб. гайрат), sufi, дервишизм, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, суфизм, sufi path, javad nurbakhsh, ахвал, суфийские наставники, джавад нурбахш, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, книги по суфизму, гайра, суфийская доктрина, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up