Apr 26, 2015 22:09
Умиротворенность сердца (сакина)
Если твое сердце умиротворено любовью -
это славно!
А если умиротворенность приходит от суровой аскезы -
она ничего не стоит!
‘Аттар
В суфийской терминологии сакина означает спокойствие и безмятежность, которые поселяются в сердце благодаря воздействию излияний из Незримого, вызванных различными причинами, в различных состояниях и стадиях. Это значит, что умиротворенность сердца имеет определенные ограничения для каждой стадии и для каждого суфия.
Коранические стихи, касающиеся умиротворенности сердца
1. “Он - тот, который низвел сакину в сердца верующих, чтобы они увеличили веру с их верой” (48:4).
2. “Был доволен Аллах верующими, когда они присягали тебе под деревом; и Он узнал, что у них в сердцах, и низвел на них Свою сакину и дал им в награду близкую победу” (48:18).
3. “И Аллах низвел Свою сакину на Своего посланника и на верующих” (48:26).
4. “И низвел Аллах свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели” (9:40).
Суфийские наставники об умиротворенности сердца
Определения умиротворенности сердца, даваемые суфийскими наставниками, различаются в зависимости от состояния и стадии, на которой находится в данный момент высказывающийся.
1. В суфийской терминологии то, что ощущает сердце во время прихода Незримого, называется умиротворенностью сердца; это свет, с которым в сердце видящего входят умиротворенность и покой, укрепляющие доверие. Сама умиротворенность является одним из начальных этапов видения уверенности (аино’л-якин).
ТДж, с. 81
2. Умиротворенность это мир и покой, наполняющие сердце путника на Пути, заслужившего доверие Господа.
Шарх-и маназил ас-са’ирин, с. 141
3. На начальных этапах умиротворенность означает успокоенность эго благодаря поклонению Господу в смирении тела, а на завершающих этапах она означает достижение устойчивости (тамкин) в видении Единства (ахадият) собирания и рассеивания.
РШ IV, c. 178
4. ‘Али ибн Муса’р-Реза на вопрос об умиротворенности сказал: “Это облекающий ветерок из рая, скорее благоуханный, чем мускусный. Именно умиротворенность послал Господь Пророку в сражении при Хонаине; она укрепила верующих и неверные были разбиты”.
ОК
Умиротворенность согласно Сухраварди
Когда света внутреннего сознания, достигнув своего предела, не исчезают тотчас же, сохраняясь в течение некоторого времени, это и называют умиротворенностью - удовольствие от нее больше, чем от внутреннего света. При возвращении в обычное состояние возникает сильное сожаление об утрате умиротворенности, однако удержать ее произвольно невозможно. В этом состоянии человек способен произвольно отбросить свою телесную оболочку и уйти в область Величия, достигнув высшего горизонта. Человек способен на это каждый раз, когда захочет или сочтет нужным. Вот почему он исполнен радости, когда обращает свой взгляд к своей сущности и видит вспышки божественных светов, ниспадающие на него. Однако этот покой заключает в себе и несовершенство. Далее достигается стадия, когда человек не взирает на свою сущность и его самосознание само собой стирается; это называется большим исчезновением. Когда человек забывает себя, а затем предает забвению и свою забывчивость, это называется “исчезновением исчезновения”.
МАШ III
Умиротворенность согласно Ансари, мастеру из Герата
“Он - тот, который низвел сакину в сердца верующих” (48:4).
Умиротворенность бывает трех родов:
- Умиротворенность, которая была ниспослана детям Израиля в Ковчеге Завета.
Толкователи полагают, что это было “дуновение тихое”.
Умиротворенность объемлет три вещи: чудеса пророков, благородство царей и тот знак победы, от которого трепещут сердца недругов, когда на поле битвы противники сходятся лицом к лицу.
- Умиротворенность, благодаря которой слово (Божье) передается теми благословенными, кто удостаивается его. Это то, что неподвластно им, поскольку находится в ведении Господа, который вкладывает слова в уста тех, кому назначено говорить слова мудрости - точно так же, как ангел Откровения взывает к сердцам пророков. Те, кому Господь посылает слова, возвещают тайные истины, разъясняющие неясное и умиротворяющие внутреннее сознание.
- Умиротворенность, которая нисходит в сердце Пророка и в сердца верующих, приводя к собиранию в них света, силы и мира. Она изгоняет страх, утишает печаль и беспокойство, усмиряет непокорных, мятежных и ослушивающихся.
Далее следует успокоение тяжести, оно выражается в соответствии с озарением тех, кто обладает им, и является светом умиротворенности 3-го рода, о чем говорилось выше. Оно бывает трех родов:
- Успокоенность покорности, приходящая, когда человек ревностен в служении вследствие почтительности, благоговения и присутствия (сердца).
- Умиротворенность, которая сопутствует религиозным отправлениям (а также поведению и действиям), например, при самонаблюдении, отношении к другим с добротой, и сосредоточенном внимании к Богу.
- Умиротворенность, которая проистекает от довольства своим уделом; она оберегает путника от высказывания крайностей (шатх), так что он не превышает положенного ему. Эта умиротворенность нисходит лишь в сердца пророков и друзей Бога (вали).
МС, с. 142-144
51-е поле - поле умиротворенности. “Он - тот, который низвел сакину в сердца верующих” (48:4). (Здесь сакина - это покой, который Господь помещает в сердца Своих друзей, чтобы эти сердца могли освободиться).
Умиротворенность сердца обретается в трех случаях: в божественном единстве (таухид), в служении, и в уверенности (якин).
Умиротворенность божественного единства, в свою очередь, вызывает в сердце три воздействия: страх перед тем днем, который наступит (день суда), знание Бога, которое еще надо обрести, и любовь Божию, которую еще надо распознать.
Умиротворенность в служении вызывает три последствия: она влечет за собой совестливость сердца - в соответствии с обычаями Пророка, так что оно обретает богатство в малости. Она приводит к полному упованию на наставника, освобождая от сомнений. Она побуждает забыть про людей, освобождая от лицемерия.
Далее, умиротворенность в уверенности (якин) включает три воздействия. Она влечет за собой сердечное довольство наделом от Наделяющего, освобождая от никчемных мечтаний. Она дает возможность увидеть, что ущерб и выгода исходят из одного источника, тем самым освобождая от предусмотрительности. Она приводит к принятию Покровителя, освобождая от привязанностей.
СМ, с. 46
Умиротворенность согласно Рузбихану
Когда волны моря страха вздымаются высоко и сердце захлестывают потоки мрачных предчувствий, огонь Величия сжигает сердце и глубинное сознание (сирр) содрогается в ужасе перед воинством Деяний, Свойств и Сущности в состоянии, когда являются небесные сонмы Могущества и Великолепия, побуждая арифа, отвернувшегося от Бога и избегающего Его, предать себя Богу; великолепие зари единения открывается ему на просторах Незримого, где ему улыбаются источники Власти и начинают падать капли дождя чистоты, изливаясь на землю его сердца из облаков верности. Точно так же мир опускается в душу благодаря духу близости и чистоте святости, когда шатер груди возводится и укрепляется кольями сладости поминания, неподвластный ударам бури божественной власти. Так открывается возможность ухватиться за вервь смирения, и птица целебной силы, возникшая вследствие поручительства, прилетает из садов красоты Господа и садится на цветущие ветви поминания в беседках сердца, в то время как соловей умиротворенности поет свою песнь из сердцевины Незримого, песнь, которая излилась на Пророка - да благословит его Бог! - когда он получил Божью весть о том, что “низвел Аллах Свой покой на Своего посланника и на верующих” (9:26 и 48:26), которая, как в коранической отсылке к тому, в чем “сакина от вашего Господа” (2:248), была истолкована как безмятежность.
Ариф (Халладж) заметил, что “умиротворенность это то, благодаря чему сердце обретает покой вследствие явления обещания Божьей любви, в то время как глубинное сознание, лицезрея Божье благоволение, обрадовано явлением доброй вести Свойства”.
Умиротворенность это свет из сердцевины единения, который смешивается с прохладой уверенности (якин) и направляется Богом в сердца духовно знающих во времена тяжелых испытаний. Благодаря этому они ясно различают эго и Сатану, и их глубинное сознание обретает безмятежность в своей обремененности божественным залогом и своей судьбой. Согласно Корану: “Аллах низвел Свою сакину на Своего посланника и на верующих” (48:26).
МА, с. 40-41, 143
сакина,
суфийские мастера,
стоянки суфиев,
дух суфизма,
ахваль,
Сухраварди,
макам,
УСТОИ СУФИЗМА,
макамат,
Аттар,
sufi practice,
путь суфиев,
sufi theory,
суфийский путь,
состояния (ахваль) и стоянки (макамат),
опоры суфизма,
Халладж,
суфийские трактаты,
таухид,
классики суфизма,
дервиши,
sufi,
сакина в суфизме,
дервишизм,
СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ,
sufi masters,
стоянки,
СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ,
суфизм,
Ансари,
sufi path,
ахвал,
javad nurbakhsh,
суфийские наставники,
джавад нурбахш,
мудрость суфиев,
sufi doctrine,
sufism,
книги по суфизму,
Рузбихан,
суфийская доктрина,
внутренние состояния на суфийском пути