Джавад Нурбахш. Суфийская символика музыки, вина, сэма, хмельных сборищ. Часть 5.

Apr 24, 2015 18:01

ВОСХИЩЕННОСТЬ, ВОСТОРГ, ЭКСТАЗ (ваджд)

Ваджд это излияние от Бога в сердце суфия, что иногда переживается как радость, а иногда как печаль.

Колени преклонять в молельной нише -
терпенья маловато у меня,
А чтоб войти в таверну сокрушенных -
восторга маловато у меня.

Руми

Ваджд это отсылка к излиянию, которое неожиданно, без усилий, вдруг охватывает сердце. Он походит на луч света, который внезапно возникает и тут же гаснет.

ТДж 169

Ваджд отсылает к мгновенному постижению сердцем сладости огней вечности, чистоты созерцательного видения и блаженства от того, что ты услышал Божий зов.

ШШ 558

- Что такое ваджд? - спросили у мастера.*
Он ответил:
- Это озарение сокровенного сознания приходом духовного наития, которое питает дух, а его аромат достигает сердца.

СХШ 215

* Имеется в виду Ибн Хафиф Ширази (ум. в 982 г.).

Шах Ниматулла пишет: “В начале [Пути] ваджд - полыхающий огонь, а в конце ваджд преображается в вуджуд (“Бытие” или “восторг, ставший реальным”)**. Иначе говоря, ваджд может может указывать на существование слияния (джам’) и разделенности (фарк) вследствие непостоянства созерцательного видения”.

РШ IV 179

** Ваджд и вуджуд - названия двух различных состояний, переживаемых во время сэма. Ваджд имеет отношение к скорби, возникающей от ощущения утраты Возлюбленной либо от чувства лишенности доступа к Ней; тогда как вуджуд это чувство, связанное с обретением Возлюбленной. - Дж. Нурбахш. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме. (пять изданий) М.: 1992, 1993, 1996, 1997, 1999; с. 51.

Таханави подробно описывает происхождение и природу ваджда:

В специальной суфийской терминологии ваджд отсылает к божественному приходу наития, которое пробуждает внутреннее бытие суфия, вызывая в нем печаль или радость. Ваджд также может определенным образом изменять состояние суфия, а именно: благодаря видению Господа суфий утрачивает свои личностные свойства. 
Джунайд говорил: “Ваджд это отрешенность ( букв. отсечение, инката’) от личностных качеств, в то время как сущности человека даруется радость”. Ибн Ата сказал: “Ваджд это отстраненность от личностных качеств, в то время как сущность человека исполнена печали”.
Из определений двух выдающихся мастеров следует, что ваджд можно определить как отсечение личностных свойств, ведь здесь ясно говорится об отстраненности от человеческих характеристик. При этом Джунайд полагал, что некоторые человеческие свойства могут быть очень живучими благодаря [чувству] печали, которое является своеобразной “возгонкой” отмирающих останков личного бытия мистика. Поэтому он считает, что при отстраненности от человеческих свойств последняя из сохраняющихся привязанностей - это привязанность сущности к радости. А Ибн Ата полагал, что радость в своей сущности это характеристика чувственной души (нафс) и неизбежно связана с чувственностью. Поэтому, упоминая об исчезновении личностных свойств, он полагает, что [последняя] привязка сущности - это привязка к печали.
Далее, ваджд (экстаз или обретение)* - это отличительная особенность новичков, поскольку ваджд следует за факд (утрата или потеря), ведь без утраты нет обретения. Ваджид (обретающий, экстатик) это тот, кого бросает из крайности в крайность, кто подвержен неустойчивости (талвин). Его обретение или экстаз возникает, когда он находится в состоянии отсутствия в отношении своего “Я” и атрибуты его “эго” на время упразднены; когда эти атрибуты восстанавливаютсся, это приводит к утрате экстаза.
Далее, видждан (сама находка) предпочтительнее, чем ваджд (обретение), ведь она включает непосредственную встречу с Богом; а вуджуд (обретаемое, Бытие, реализованный экстаз) еще более предпочтителен, так как включает в себя непрерывное созерцательное видение (шухуд), постольку поскольку ваджид (экстатик, обретающий) исчез в вуджуде, полностью исчезнув по отношению к своему собственному бытию.
Таким образом, “экстаз” или “обретение” это атрибут который существует в экстатике или “обретающем”, т.е. это человеческое свойство; в то время как вуджуд (достигнутая восторженность, обретенное) - атрибут, существующий благодаря Обретенному (мауджуд или Сущий, т.е. Божественное Имя) столько времени, сколько существует Сущий.
Зун-Нун Мисри сказал: “Вуджуд (“обретение” или “существование”) пребывают в “Обретаемом” или Сущем, тогда как “находка” или восторг присущи находящему или переживающему восторг”.
Хотя экстаз - принадлежность экстатика, последний существует лишь благодаря Сущему. Иначе говоря, если бы экстатик утратил свой экстаз и вновь вернулся [всего лишь] к персональному бытию, он бы утратил какое-либо бытие.
Об этом Шибли сказал: “Всякий раз, когда я думал, что утратил его, я обретал его, а когда я думал, что обрел его, я терял его”.
Он также говорил: “Экстаз или обретение это проявление Сущего или Обретаемого”. Высказывание отсылает к тому, о чем говорилось выше.
Нури имел в виду то же самое, говоря: “Обретение это утрата личного бытия в Божественно Обретенном или Сущем”.

* Далее текст основан на тонком взаимодействии двух значений термина ваджд - “обретение” и “экстаз”, учитывающий следующие моменты арабской грамматики:
слово ваджд образовано от арабского корня из трех букв ваджада, означающего “обретать”, “получать”, “переживать”, “испытывать” (по отношению к страсти и восторгу), а также “существовать”. От этого корня образуются группы причастий, существительных и прилагательных, каждое из которых имеет две-три коннотации, воспринимаемые суфиями как специальные термины. Вот они:
1) ваджд - (а) обретение, (б) пыл, экстаз;
2) видждан (отглагольное существительное, выражающее активный аспект ваджда)  - (а) находка, (б) чувство, настроение, восторг;
3) ваджид (активное причастие) - (а) обретающий, (б) восхищенный;
4) воджуд (отвлеченное понятие) - (а) обретенность, (б) существование, (в) реализованный экстаз;
5) тауджуд (пассивное причастие) - (а) Обретенный, (б) Сущий (одно из божественных имен).

Следует иметь в виду, что причиной экстаза у тех, кто не достиг неизменности своих мистических состояний, может быть слушание (сэма‘) взываний к Возлюбленному либо созерцание Его красоты.
У тех же, кто упрочнен в своих состояниях, восхищенность или обретение (ваджд) становится обретенностью (воджуд) либо реализованным экстазом, либо бытием, а его [персональное] бытие становится [Божественным] духозрением, обретающим постоянный характер. Точно так же и его слушание нескончаемо, и в результате ни изменение мистического состояния, ни неожиданный звук либо визуальный образ не способны выбить его из колеи.
Мистик, переживающий созерцательное видение либо чувство восхищенности, может начать танцевать во время сэма - не потому, что обрел утраченное и радуется обретенному, и не потому он печалится и скорбит, что утратил обретенное. Он танцует, потому что его природа состоит из различных компонентов и сил, конфликтующих друг с другом, при этом дух воспаряет вверх, а чувственная, низшая душа тянет вниз.
Каждая из этих сил увлекает сердце в своем направлении, и оно оказывается зажатым и колеблется в середине, разрываясь между ними и не в силах избрать что-то одно.
Такой танец - не есть само по себе несовершенство, как его характеризует пословица “танец это несовершенство”; несовершенство возникает лишь тогда, когда танцующий выражает танцем радость достижения “экстаза” или “обретения” после предшествующей ему “утраты”, довольствуясь этим обретением или экстазом вместо Обретаемого или Сущего (т.е. Бога).
Тот, кто созерцает Сущего во время своего “обретения” или “экстаза”, находит убежище от своего “обретения” в “обретаемом” или существовании Обретаемого либо Сущего, и его обретение или экстаз преобразуются в обретенность-существование-реализованный экстаз.
Джунайд говорит:

В экстаз впадая,
Утрачиваю Сущего, восторг свой ощущая.
Восторг непобедим - так насладись же им.
Но если Бога зрим - восторг неощутим.

Для того, кто в экстазе начинает непроизвольно двигаться, и наслаждается не самим экстазом, танец не является несовершенством. Именно так описан танец в “Толковании стихов Ибн Фарида” и в “Памятке о поведении на Пути” - как “приниженность духа перед созерцанием таинства Реальности”. Также говорили, что “экстаз это взволнованнось сердца из-за страха разлуки с Возлюленным”. Близкие к Истине (ахл-э хакикат) описывали экстаз как выражение неспособности духа перебороть всепоглощающую силу острого желания вследствие сладости молитвы (зикр).
Согласно Ибн Араби, экстаз это удаление завес с сердца и далее узрение Господа и созерцание Незримого.

КФ 1454-55

Зун-Нун Мисри сказал: “Экстаз - таинство сердца, а сэма - божественно ниспосылаемое наитие, которое побуждает сердце озаботиться им. Кто слушает через Бога - обретает путь к Богу, а кто слушает собою, впадает в богохульство”.

ТА 153

Когда Абу Али Рудбари спросили об  экстазе во время сэма, тот ответил, что это раскрытие таинств через созерцание Возлюбленного.

ТА 757

В “Стоянках путника” Ансари пишет об экстазе:
Господь говорит: “Господь наш - Бог земли и неба”*.

* Этот аят из Корана (18:14) появляется в истории об “Обитателях пещеры” или “Семерых заснувших отроках Ефеса”.

Экстаз - пламя, которое вспыхивает от узрения - узрения чего-то, что пробуждает страстное желание. Оно охватывает три ступени:
1. Экстаз от чувственных восприятий, в котором участвуют уши, глаза либо мысли. Его эффект может сохраняться или исчезать.
2. Экстаз, в котором участвует дух; его сопровождает либо вспышка предвечного света, слушание “зова Завета” либо любовная очарованность Истиной. Эффект этого экстаза продолжителен, это либо облачение мистика в особый наряд, либо дарование ему собственного великолепия.
3. Третий вид экстаза исхищает преданного из рук этого мира и следующего, очищает его духовную природу от загрязнений чувственных удовольствий и освобождает от служения “глине и воде”*. Если этот экстаз вызывает самоумаление, то он забудет даже собственное имя. А если он не производит самоотрицания, то он лишь наделяет его своими качествами.

МС 161-3

* Коран (32:7-8) и (25:54). Согласно толкованию Зайнуддина Хафи выражение “от глины и воды” означает “от тела и души”. СМ 428.

В сочинении “Сто полей” Ансари пишет:
Экстаз - восемьдесят девятое поле, оно произрастает из поля мистического восприятия. Господь, Высочайший, сказал:

Мы укрепили их сердца,
Когда они стояли там и говорили:
“Господь наш - Бог земли и неба” (18:14).

Экстаз - огонь, который возгорается от удара кремня свободной воли по кресалу духовной нужды. У него три аспекта: экстаз низшей души (нафс), экстаз сердца (дел) и экстаз души (джан).
Экстаз низшей души превозмогает разум, пускает по ветру терпение и являет невидимое. Такой экстаз по своей природе духовен (ма‘нави).
Экстаз сердца создает такую напряженность, что человек начинает двигаться, кричать и разрывать на себе одежды. Такой экстаз также духовен по своей природе.
Экстаз, объемлющий душу (джан), дарует блаженство узрения Господа, погружает нафс в Истину-Реальность и зовет душу к отделенности от тела. Переживающий такой экстаз - предмет Божьей заботы.

СМ 428-29

РЕАЛИЗОВАННЫЙ ЭКСТАЗ ИЛИ БЫТИЕ (воджуд)*

Воджуд - это утрата преданным самости благодаря исчезновению человеческих свойств, так что остается только Бог. Такое возможно, поскольку все человеческие свойства исчезают перед явлением Султана Реальности. Абуль-Хасан Нури имел в виду именно это, когда сказал: “Вот уже двадцать лет, как мне доводится пребывать между “обретением” и “утратой”. Обретая Создателя, я теряю сердце”.
Джунайд имел в виду то же самое, когда сказал, что “знание Божественного Единства - не то же самое, что Бытие Единства, и наоборот”.
И потому Божественное Единство - начало, “Бытие” - конец; “экстаз” же - в середине между ними.

ТДж 169

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ ЭКСТАЗ (таваджуд)

Термин относится к попытке достигнуть экстаза после ослабления мистического состояния.

ШШ 558

Таваджуд - это вымаливание экстаза его имитацией, сознательное усилие, с помощью которого мистик входит в экстаз, пусть и несовершенный. Одними суфийскими школами таваджуд не одобряется, потому что предполагает подражательность и нарочитость. В других школах он практикуется, если посредством таваджуда мистик взыскует достижения истинного экстаза, ведь Пророк сказал: “Если ты не плачешь, так хотя бы попробуй заплакать”. Это, конечно, относится к тем, кто способен на проявление таких чувств, и не относится к тем, кто не владеет собой и к людям со странностями.

ТДж 48

Шах Ниматулла так писал о подражательном экстазе:

Таваджуд это вымаливание ваджда (восторженности).

Таваджуд - одно, а ваджд - другое.
Нарочитость, брат, оставь в покое.

А ваджд это божественное излияние в сердце наития, которое изменяет внутреннюю расположенность преобладанием нового качества. Удерживающий экстаз заслонен от Бога своим бытием. Подражательный экстаз это появление внешней формы экстаза благодаря чему-то, не исходящему непосредственно от самого экстаза. Суженая, восседающая за завесой на дворе суфизма, неукрашена и не покрыта румянами нарочитости.

Ты тщишься показать, что впал в восторг -
            но этого ведь нет.
Не представляй перед друзьями
            того, что нет.

…Хотя совершенный мастер, конечно, рекомендует участие в таваджуде из учтивости и согласия с теми, кто действительно впал в экстаз.
Даже если тот, кто пытается достичь экстаза подражанием, искренен в своем старании, будет лучше, если он оставит свое занятие, ведь согласие с Божьей волей более важно, чем согласие с людьми. 
Кроме того, экстаз, достигнутый с помощью подражания, можно рассматривать как производимый воображением, - он приходит из плана представления (хазрат-и кийял) того, кто его практикует. Воображаемое это отражение “существования” - как и фантазии, производимые им. Результат экстаза, основанного на представлениях, имеет предел и “известен”, а подлинный экстаз уводит в “неведомое”. Любой материал представления - не более чем фантазии, находящиеся в согласии с вашим воображением. Но воображаемое реально лишь в отношении того, что обращено к Бытию. Поэтому [в случае таваджуда из учтивости и согласия с другими присутствующими] будет уместно сообщить другим участникам собрания, что ваш экстаз - лишь представление.

Мистический восторг - одно,
Воображаемый экстаз - другое.
Знать не мешает, что это такое.

Говорили, что “реализованный экстаз” или Бытие это обретение в экстазе существования Истины. Обретение божьего существования через экстаз зависит от благодати, даруемой в состоянии экстаза в виде озарения одним из Божественных Имен и ведения этого Имени. Когда к озаренному возвращается способность здравого суждения, он может говорить о Бытии, которому стал свидетелем, и о видении, которое пережил.
Различие видов экстаза, переживаемых в состоянии восторга, объясняется многообразием Божественных Имен и разницей индивидуальных склонностей мистиков.
Подлинный экстаз - это мистическое состояние (хал), а мистические состояния даруются Господом и не обретаются личными усилиями.

Хал захватило нас, от “Я” освободило,
Ввело в экстаз и самости лишило.

РШ IV 249

суфийские мастера, Хафиз, Фарханг-и Нурбахш, суфийская символика, дух суфизма, farhang-i nurbakhsh, sufi tales, sufi symbols, суфийская метафорика, Аттар, sufi practice, путь суфиев, суфийские притчи, sufi theory, суфийский путь, ваджд, суфийский символизм, d-r javad nurbakhsh, сэма, суфийские трактаты, поэзия суфиев, классики суфизма, дервиши, таверна руин, суфийская символика вина, Ираки, sufi, суфийская образность, дервишизм, sufi masters, вуджуд, суфизм, Санаи, Шабистари, Лахиджи, суфийская символика музыки, sufi path, символы в суфизме, sufi symbolics, суфийские наставники, суфийская поэзия, джавад нурбахш, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, символика суфийской поэзии, sufi symbolism, книги по суфизму, суфийская символика похмелья, символика сэма, Руми, сама, суфийская доктрина, энциклопедия суфийской символики, экстаз

Previous post Next post
Up