Apr 24, 2015 14:23
Абу’ль-Касим ‘Абд аль-Карим ибн Хавазин ибн аль-Малик ибн Талха аль-Кушайри
Ар-Рисала аль-Кушайрийя фи ‘илм ат-тасаввуф
Послание Кушайри о суфийской науке
ЖАЖДАНИЕ, АЛКАНИЕ (араб. шаук)
Господь говорит:
Для тех, кто надеется на встречу с Богом, - время близко (Коран 29:5).
‘Ата’ ибн ас-Са‘иб передавал, что его отец рассказывал ему: «‘Аммар ибн Ясир, проводя молитву, закончил ее очень быстро. Я сказал:
- Ты быстро обернулся, Абу’ль-Якзан.
Он сказал:
- В этом нет беды, ведь я обращался к Господу так, как слышал от Посланника Божьего.
Когда он поднялся, чтобы уйти, один человек подошел к нему и спросил об этой молитве, и он повторил ее:
О Боже, Своим ведением незримого и Своей властью над всем сотворенным дай мне прожить столько, сколько будет благом для меня, и умереть тогда, когда смерть станет благом для меня.
О Господи, прошу у Тебя богобоязненности во всех своих делах, ведомых и неведомых.
Пошли мне справедливые слова и в покое, и в гневе.
Прошу умеренности в достатке и бедности.
Прошу продления покоя и благополучия.
Прошу о довольстве своим уделом (в этом мире) и о блаженной жизни после смерти.
Дозволь мне лицезреть Твой возвышенный лик.
Ниспошли мне неутолимое желание встречи с Тобой, без порчи и обольстительных искушений.
О Боже, надели нас украшением веры.
О Господи, сделай нас ведущими и ведомыми.
Жаждание - состояние волнения сердца, которое надеется на встречу с Возлюбленным. Жаждание соразмерно любви слуги к Господу. Наставник Абу ‘Али ад-Даккак различал жаждание (шаук) и неутолимое желание (иштияк). Жаждание утоляет встреча с Господом и лицезрение Его, а неутолимое желание не проходит и при встрече.
Об этом есть стихи:
Отводишь взгляд в пылу свиданья,
чтоб тотчас возвратиться
к Нему, исполнившись желанья.
Ан-Насрабади сказал: «Все люди проходят стадию жаждания, но не все - стадию неутолимого желания. На стадии неутолимого желания ты настолько поглощен им, что от тебя не остается ни следов, ни отпечатков».
Рассказывают, что однажды Ахмад ибн Хамид аль-Асвад, придя к ‘Абдаллаху ибн Муназилю, сказал ему:
- Мне приснилось, что через год ты умрешь. Готовься к смерти.
‘Абдаллах ибн Муназиль ответил:
- Ты отвел мне немало времени - целый год! А я живу так, как сказано в стихе, который я слышал от Абу ‘Али ас-Сакати:
Живешь в разлуке
жажданьем одним? -
Терпи. Вдруг завтра
свидишься ты с Ним?
Абу ‘Усман говорил: «Примета жаждания - кроткая приязнь к смерти».
Яхья ибн Му‘аз говорил: «Знак жаждания - устранение телесных страстей».
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак рассказывал: «Давид ушел в пустыню, и Господь обратился к нему:
- Ах Давид, отчего ты здесь, один?
Тот сказал:
- О Господи, жажда свидеться с Тобой иссушила мое сердце. Мне невмочь с людьми!
Господь сказал:
- Вернись к ним. Если вернешь Мне хотя бы одного заблудшего слугу - твое имя занесут на Изначальную Скрижаль среди величайших умов».
Рассказывают, что один юноша, у которого мать была в летах, вернулся домой с чужбины. Все радовались, и лишь его мать ударилась в слезы.
- Что же ты плачешь? - спросили у нее. Она сказала:
- Его возвращение напомнило мне о дне, когда мы все вернемся к Всевышнему.
Ибн ‘Ата’ так описал жаждание:
- Внутренности жжет, сердце пылает, печень искромсана в куски.
Его спросили:
- Что выше - жаждание или любовь?
Он сказал:
- Любовь, ведь она порождает жаждание.
Один из суфиев сказал: «Жаждание - пламя, полыхающее внутри тебя, оно возгорается от разлуки (с Господом). При воссоединении огонь угасает, и если свидетельствование Возлюбленного преобладает над сокровенным бытием, жаждание не дает о себе знать».
Одного из суфиев спросили:
- Ты жаждешь Бога?
Он в ответ:
- Нет. Жажда - для отсутствующих, а (здесь) Он - присутствует.
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак, толкуя слова Моисея:
Они там следуют за мной.
Я поспешил к Тебе, Господь мой,
Чтобы Тебе угодным быть (Коран 20:84)
говорил: «Он имел в виду «я поспешил к Тебе, ибо жаждал Тебя», но он сказал об этом не прямо, а косвенно: «чтобы Тебе угодным быть».
Абу ‘Али также сказал: «Одна из примет жажды - желание смерти в то время, когда ты крепок душой и телом. Пример тому - Иосиф. Когда его бросили в колодец, он не молил (Господа) «пошли мне смерть!» В темнице он не взывал «дозволь мне умереть!» А вот когда его родители пришли к нему и все его родичи преклонились перед ним, воздавая ему хвалу и признав его первенство, он сказал: «Ты упокой меня предавшимся Тебе» (Коран 12:101). Об этом суфии приводят стих:
Когда в блаженстве чистом обитаешь,
Собой Ты нам блаженство завершаешь.
Любимые мои, одно здесь пятнышко всего:
Отсутствуете вы, а мы - в присутствии Его.
Еще один стих о том же:
Блаженства праздника хмелит настой,
но не вполне я весел тут.
Нальется радость полнотой,
когда все те, кого люблю, ко мне примкнут.
Ибн Хафиф говорил: «Жажда - это блаженство сердца, оно приходит от восторга и любви встречи (с Господом) и порождается близостью».
Абу Язид сказал: «Господь имеет таких слуг, что если бы Он не дозволил им лицезреть Его, они взмолились бы об избавлении от Рая точно так же, как обитатели Ада молят об избавлении от огня».
Аль-Хусейн аль-Ансари рассказывал: «Мне приснилось, что пришел День Воскресения. Некий человек стоял перед божественным троном. Господь спросил ангелов:
- Кто сей?
Ангелы ответили:
- Тебе то ведомо лучше.
Он сказал:
- Это Ма’руф аль-Кархи. Он упоен любовью ко Мне и трезвеет, лишь когда видит Меня.
Есть и другой извод этой истории: «Это Ма’руф аль-Кархи. Он оставил мир, возжаждав Господа». И Господь дозволил ему лицезреть Себя».
Фарис говорил: «Сердца жаждущих озарены светом Всевышнего. Когда их жаждание переливается в них, этот свет пронизывает небеса и Господь указывает на них ангелам со словами:
- Вот те, кто алчет Меня. Вы свидетели, что и Я жажду их даже больше того.
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак о словах Пророка «прошу у Тебя жажды встречи с Тобой» говорил: «Жажда состоит из ста частей. У Пророка было девяносто девять частей, и еще одна часть поделена среди людей. Он посягал и на эту часть, ревниво относясь к тому, что эта толика жаждания принадлежит другим».
Говорят: «Люди, которые вкушают близость к Богу, обладают более полным жажданием Его, чем отделенные от Него завесой». И потому сказано:
Нет хуже дня для встреч желанья с нами,
Когда шатры сближаются с шатрами.
Также говорят: «Жаждущие воспринимают приход смерти как сладость, ведь радость достижения (Возлюбленного) для них слаще меда».
Ас-Сари говорил: «Жажда - величайшая «стоянка» для познавшего. Обретя жажду, он предает забвению все, что может отвлечь его от предмета его алкания».
О словах Господа «а тот, кто чает встречи с Богом - так ведь уж близится предел» (Коран 29:5) Абу ‘Усман аль-Хири говорил: «Это сказано для утешения жаждущих. Эти слова означают: «Знаю, что алкание для вас превыше всего. Время вашей встречи со Мной назначено. Скоро вы придете к Тому, Кого жаждете».
Говорят, что Господь открыл Давиду: «Скажи юношам из детей Израиля: «Отчего водитесь с иным-чем-Я, когда Я жажду вас? Это несправедливо!»
Говорят, Он также возвестил Давиду: «Если бы те, кто повернулся ко Мне спиной, знали, как Я жду их, чтобы даровать им милость, как жажду простить их ослушание, они бы истомились от тоски по Мне, а их суставы размягчились от любви ко Мне. О Давид, вот как Я отношусь к тем, кто повернулся спиной ко Мне. Представь, каково тем, кто обращен ко Мне!»
Говорят, что в Торе сказано: «Мы возбудили в тебе жаждание, но ты возжаждал не Нас. Мы влили в тебя страх - но ты устрашился не Нас. Мы горевали о тебе - а ты не горевал».
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак рассказывал: «Шу‘айб пролил столько слез, что ослеп. Господь вернул ему зрение. И опять он так рыдал, что вновь ослеп. Господь снова сделал его зрячим и возвестил ему:
- Если ты плачешь о Рае, то знай, что тебе дозволено войти в него. Если причиной Ад - так знай, что ты избавлен от него.
Шу‘айб ответил:
- Не оттого я плачу, а потому что жажду Тебя.
Господь изрек:
- Раз так, то мой пророк и посланник (Моисей) будет десять лет служить тебе».
Говорят: «Кто жаждет Бога - того все жаждут».
Есть хадис: «Рай жаждет троих: ‘Али, ‘Аммара и Салмана».
Один из шейхов рассказывал: «Я прихожу на базар - и товары льнут ко мне. Но я свободен от них».
Малик ибн Динар говорил: «Я прочел в Торе: «Мы возбудили жаждание в тебе - а ты не возжаждал Нас. Мы играли для тебя на флейте - ты не танцевал».
Аль-Джунайда спросили:
- Что заставляет любящего рыдать при встрече с Возлюбленным?
Он сказал:
- Он плачет от великой радости и восторга, захвативших его, потому что он всемерно жаждет Его.
Мне доводилось слышать рассказ о двух братьях, встретившихся (после долгой разлуки). Один из них вскричал:
- О, какая жажда!
А другой:
- О, какой восторг!
qushayri,
суфийские мастера,
алкание (шаук) в суфизме,
тер-мины суфизма,
дух суфизма,
Кошайри,
жаждание (шаук) в суфизме,
Сари Сакати,
sufi practice,
путь суфиев,
sufi theory,
суфийский путь,
суфии,
практика су-физма,
Рисала,
ислам,
Малик бин Динар,
бин Ата,
великие суфии,
аль-Кушайри,
дервиши,
классики суфизма,
sufi,
Шуайб,
Кушайри,
дервишизм,
sufi masters,
Муназиль,
классика суфизма,
устои суфизма,
суфизм,
Ансари,
Джунайд,
Абу Язид,
risala,
Аммар бин Ясир,
Послание Кушайри,
Насрабади,
суфийские наставники,
Фарис,
суфийские афо-ризмы,
бин Хафиф,
пророк Давид,
мудрость суфиев,
sufi doctrine,
суфий-ские максимы,
ал-Кушайри,
sufism,
Абу Али Даккак,
sufi classics,
Абу Усман,
пророк Моисей,
Маруф Кархи,
Рисала Кушайри,
Малик Динар,
базовые источники по суфиз-му