Apr 24, 2015 13:54
Абу’ль-Касим ‘Абд аль-Карим ибн Хавазин ибн аль-Малик ибн Талха аль-Кушайри
Ар-Рисала аль-Кушайрийя фи ‘илм ат-тасаввуф
Послание Кушайри о суфийской науке
ДОЛЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЭТИКЕТ (араб. адаб)
Господь Высочайший говорит:
(Свой) взгляд (пророк) ни на мгновенье не отвел,
И (взгляд) ему не изменил (Коран 53:17).
Это понимают так, что он вел себя как должно в присутствии Господа.
Господь Высочайший говорит:
Уберегите и себя, и семьи ваши от Огня,
Для коего растопкой будут люди и каменья (Коран 66:6).
Ибн ‘Аббас так толковал этот стих: “Наставляйте их и учите должному поведению”.
‘А’иша передавала, что Пророк говорил: “Отец должен дать ребенку доброе имя, обеспечить чистым молоком и научить должному поведению”.
Говорят, что Са‘ид ибн аль-Мусайиб сказал: “Кто не знает, чего ждет от него Господь, и не сведущ в Его указаниях и запретах, тот не способен вести себя как подобает”.
Говорили, что Пророк сказал: “Господь обучал меня, как себя вести, и вышколил меня”.
Внутреннее соответствие должному поведению - сочетание только позитивных качеств. И потому ведущий себя как должно (адиб) - этот тот, кто вобрал в себя все положительные свойства. От адиб происходит слово ма’дуба, трапеза, т.е. собрание людей для принятия пищи.
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак сказал: “Слуга достигает Бога, ведя себя как подобает и тем самым проявляя послушание Ему”.
Он также сказал: “Я видел, как один человек хотел почесать нос во время молитвы, но удержался от этого”. Видимо, он имел в виду самого себя - иначе откуда бы он узнал о внутреннем побуждении другого человека?
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак никогда не облокачивался спиной, когда сидел. Однажды в собрании я подложил ему подушку за спину, но заметил, что он по-прежнему сидит прямо, чуть-чуть не касаясь ее. Я подумал, что подушка колется - она была без наволочки и не покрыта ковром. Но он объяснил: “Я предпочитаю обходиться без поддержки”. Я запомнил его слова и стал примечать, что он никогда ни на что не опирается спиной.
Аль-Джаладжили аль-Басри говорил: “Подтверждение божественного единства требует веры. Вера требует (повиновения) божественному закону. И потому не повинующийся божественному закону не имеет веры и не утверждает божественное единство. Повиновение божественному закону требует подобающего поведения. А не соблюдающий адаб не может быть послушен божественному закону, иметь веру и утверждать божественное единство”.
Ибн ‘Ата сказал:
- Подобающее поведение означает, что ты совершаешь лишь достойное одобрения.
Кто-то спросил:
- Что вы подразумеваете под этим?
Он ответил:
- Ты ведешь себя как подобает по отношению к Господу, внутренне и внешне. Соблюдение этого и есть адаб, даже если ты говоришь не по-арабски.
И он прочел:
О, как звучат ее слова велеречиво!
Но и в молчании она красноречива!
‘Абдаллах аль-Джурайри рассказывал: “В течение двадцати лет уединенной жизни я ни разу не вытянул ноги. Вести себя учтиво по отношению к Господу - вот наилучшее”.
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак говорил: “Кто в обществе царей выказывает неучтивость, тот может удостоиться смерти за свою глупость”.
Рассказывают, что у Ибн Сирина спросили
- Как себя вести, чтобы приблизиться к Богу?
Тот ответил:
- Пусть Он станет твоим господином, в поступках исходи из послушания Ему, благодари Его за благоденствие и терпеливо сноси невзгоды”.
Яхья ибн Му‘аз сказал: “Если постигший не следует адабу в отношении предмета своего постижения, то воистину он прочит себе гибель”.
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак сказал: “Несоблюдение адаба влечет за собой изгнание. Кто неучтив при дворе, того отсылают к воротам. А кто неучтив у ворот, того отсылают на скотный двор”.
Один человек сказал Хасану Басри:
- Много говорят о разных видах адаба. Какой из них наиболее благотворен в миру и наиболее подходит для (обретения достойной награды) мира иного?
Тот ответил:
- Прилежание в религии, скромность в миру, и знание того, в чем состоит твой долг перед Господом.
Яхья ибн Му‘аз сказал: “Человек, сведущий в адабе по отношению к Господу Высочайшему, станет одним из тех, кого Он любит”.
Сахль сказал: “Суфии это те, кто взыскует помощи Божьей путем исполнения завещанного Им и кто твердо придерживается правил должного поведения с Ним”.
Ибн аль-Мубарак сказал: “Нам более кстати малая толика адаба, чем тома знания”.
Он также сказал: “Мы взалкали знания адаба после того, как те, кто учил ему, ушли”.
Говорят: “Есть три вещи, следуя которым, ты нигде не будешь чужим”: избегать людей испорченных, соблюдать адаб и удерживаться от нанесения ущерба другим”.
Шейх Абу ‘Абдаллах аль-Магриби привел стихи об этом:
Три вещи красят странника, покуда он
вдали от дома:
Следи, чтобы адаб был соблюден,
умей со всеми ладить
И избегай того, кто развращен.
Когда Абу Хафс прибыл в Багдад, аль-Джунайд сказал ему:
- Вы обучили ваших спутников адабу султанов!
Абу Хафс ответил:
- Утонченный внешний адаб - указание на утонченный внутренний адаб.
‘Абдаллах ибн аль-Мубарак сказал: “Соблюдение адаба для познающего - то же, что покаяние для начинающего”.
Мансур ибн Халаф аль-Магриби рассказывал:
“Некто упрекнул суфия:
- Ну у тебя и манеры!..
- А что такого? - возразил тот.
- У кого ты учился так себя вести?
- У суфиев, - ответил тот”.
Абу’н-Наср ат-Туси ас-Сарадж сказал: “В отношении адаба все люди делятся на три группы:
- мирские люди озабочены лоском и учтивостью на уровне слов: это стилистика и запоминание сведений, правящие династии и арабская поэзия:
- религиозные люди озабочены пестованием своей души и воспитанием внешних способностей, соблюдением границ, установленных Господом, и утишением страстей;
- избранные озабочены утончением сердца, оберегают тайное, хранят веру обетам, владеют настоящим мгновением, управляют своим вниманием, отрешаясь от мыслей, и соблюдают адаб, обращаясь с просьбами в божественном присутствии и на “стоянках” близости”.
Передают, что Сахль ибн ‘Абдаллах говорил: “Кто укрощает свою душу адабом, тот искренне поклоняется Господу”.
Говорят: “Совершенство в адабе дано лишь пророкам и правдивым”.
‘Абдаллах ибн аль-Мубарак сказал: “Об адабе немало сказано. Вот наше мнение: “Это знание души”.
Аш-Шибли сказал: “Утрата сдержанности во время собеседования с Господом - отход от адаба”.
Зу’н-Нун аль-Мисри сказал: “Адаб познавшего выше, чем у кого-либо, ведь он получил наставления в адабе от самого объекта познания”.
Один из суфиев сказал: “Господь говорит: “Я сделал адаб обязательным для того, кого Я изволил привести к принятию Моих имен и атрибутов. Я изволил сделать погибель неизбежной для того, кто отгородился от внутренней реальности Моей сущности”. Вот и выбери, что тебе по нраву: адаб или погибель”.
Говорили, что Ибн ‘Ата, будучи в обществе своих сподвижников, однажды вытянул ногу и заметил: “Отступление от адаба среди людей адаба - проявление адаба”.
Это высказывание согласуется с традицией, где есть упоминание о том, как к Пророку зашел ‘Усман, в то время как у него были Абу Бакр и ‘Умар. Пророк прикрыл чресла и сказал: “Или у меня нет стыда перед тем, в чьем присутствии и ангелы потупляют взоры?”
Так Пророк дал понять, что ‘Усман обладает похвальной скромностью, и тем не менее близость между ним, Абу Бакром и ‘Умаром - выше.
Вот стихи на эту тему:
Обычно сдержанность и скромность проявляю.
Но сидя с теми, кем владеет верность, как и честь,
Душе вести себя привольно дозволяю
И говорю без умолчаний, так, как есть.
Аль-Джунайд говорил: “Когда любовь подлинна, установления адаба отпадают”.
А вот Абу ‘Усман говорил: “Когда любовь подлинна, соблюдение адаба - важнейшее требование для любящего”.
Ан-Нури сказал: “Кто не соблюдает адаб в текущий момент, того встретит пагубное состояние”.
Зу’н-Нун аль-Мисри сказал: “Если новоиспеченный суфий уклоняется от адаба, это отбрасывает его назад, туда, откуда он начал”.
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак, взяв стих
Иов, когда он к Богу своему воззвал:
“О Господи, меня беда постигла, -
Но Ты ведь милосерднейший из милосердных!” (Коран 21:83),
так говорил о нем: “Обращаясь к Нему, Иов не сказал “выкажи мне милость”, соблюдая адаб”.
И Иисус говорил:
И если Ты наказываешь их, (Так в этом - Твоя воля):
Они же - в услужении Тебе (Коран 5:118)
и
Как говорить мне то, на что мне права нет? (Коран 5:116).
Он не сказал: “Я никогда подобного не говорил!”, ибо в присутствии Господа с тщанием следит за соблюдением адаба.
Аль-Джунайд говорит: “Как-то в пятницу ко мне пришел один праведный человек и сказал:
- Может, один из дервишей доставит радость моему сердцу, разделив со мной трапезу?
Я огляделся, и мне на глаза попался один из нуждающихся дервишей. Я подозвал его и сказал:
- Отправляйся вместе с шейхом и доставь радость его сердцу.
Они ушли, однако вскоре тот праведник вернулся и сказал:
- О Абу’ль-Касим, дервиш отведал лишь один кусочек и ушел.
Я в ответ:
- Может, вы обидели его неосторожным словом?
- Я ничего не говорил, - возразил тот.
Обернувшись, я заметил, что тот дервиш уже сидит возле меня. Я спросил его:
- Отчего ты не доставил радость его сердцу (позволив принять тебя как гостя)?
Он ответил:
- О наставник, я вышел из Куфы и добрался до Багдада, ни разу не поев. Я не хотел проявлять неучтивость в вашем присутствии, выставляя на вид свое стесненное положение (и прося у вас еды), и обрадовался, когда вы разглядели мою нужду до того, как я сказал о ней. Я пошел с этим человеком, призывая на него все блага Рая. Усадив меня, он принес блюдо и сказал: “Отведай, мне это больше по душе, чем десять тысяч дирхемов”. Услышав его слова, я понял, что его духовные устремления низки. Поэтому я побрезговал угощением.
Я ответил:
- Вынужден заметить, что ты проявил неучтивость, не доставив радости его сердцу.
Тот произнес:
- О Абу’ль-Касим, я каюсь!
Я сказал, чтобы он вновь отправился с шейхом и порадовал его сердце.
qushayri,
суфийские мастера,
тер-мины суфизма,
Айша,
дух суфизма,
Кошайри,
Нури,
этикет в суфизме,
Иисус,
sufi practice,
adab,
путь суфиев,
sufi theory,
суфийский путь,
суфии,
практика су-физма,
адаб в суфизме,
Рисала,
Мубарак,
ислам,
Джурайри,
бин Ата,
правила поведения (адаб) суфиев,
великие суфии,
аль-Кушайри,
классики суфизма,
дервиши,
суфийский этикет (адаб),
sufi,
Кушайри,
Аиша,
дервишизм,
sufi masters,
классика суфизма,
Магриби,
устои суфизма,
суфизм,
Джунайд,
risala,
Послание Кушайри,
Даккак,
суфийские наставники,
суфийские афо-ризмы,
Яхья бин Муаз,
Абу Хафс,
адаб,
мудрость суфиев,
sufi doctrine,
суфий-ские максимы,
sufism,
ал-Кушайри,
sufi classics,
Абу Усман,
Рисала Кушайри,
Зун-Нун ал-Мисри,
базовые источники по суфиз-му