Apr 24, 2015 12:45
Абу’ль-Касим ‘Абд аль-Карим ибн Хавазин ибн аль-Малик ибн Талха аль-Кушайри
Ар-Рисала аль-Кушайрийя фи ‘илм ат-тасаввуф
Послание Кушайри о суфийской науке
РЫЦАРСТВО, ДОБЛЕСТЬ (араб. футувват)
Господь Высочайший говорит:
То были отроки (фитья), которые уверовали в Бога,
И их (усердие) на праведном пути Мы укрепили (Коран 18:13).
Основа рыцарства - непрестанное внимание к окружающим.
Пророк говорил: “Всевышний снисходит к нуждам слуги, пока слуга снисходит к нуждам своих братьев по вере” (этот хадис приводит и Зайд ибн Сабит).
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак говорил: “Лишь Посланник Божий был совершенный рыцарь, ведь в День Воскресения все люди скажут: “Меня! Меня!”, а он скажет: “Мой народ! Мой народ!”
Аль-Джунайд говорил: “Рыцарство - в Сирии, красноречие - в Ираке, а правдивость - в Хорасане”.
Аль-Фадль говорил: “Рыцарство - закрывать глаза на проступки друга”.
Говорят: “Рыцарство - не считать себя выше других”.
Абу Бакр аль-Варрак говорил: “Рыцарь - не имеет врагов”.
Мухаммад ибн ‘Али ат-Тирмизи говорил: “Рыцарь - враг своему “я” во имя Господа”.
Ан-Насрабади говорил: “Обитателей пещеры (Коран 18:13) называют фитья (юноши), потому что их вера в своего Господа была юной”.
Говорят: “Рыцарь - тот, кто сокрушает идолов, ведь Всевышний говорит: “Мы слышали, как юноша (фатан) один их поминал (недобрыми словами), и его звали Авраам” (Коран 21:60) и “он превратил их в мелкие куски” (Коран 21:58). Идол любого человека - его самость. Подлинное рыцарство - сокрушить свои страсти”.
Аль-Харис аль-Мухасиби говорил: “Доблесть требует, чтобы ты был справедлив с другими и не требовал справедливости от них”.
‘Умар ибн ‘Усман аль-Макки сказал: “Доблесть - добрый и чистый нрав”.
Аль-Джунайд на вопрос о рыцарстве ответил: “Не отвращаться от бедных, не избегать богатых”.
Ан-Насрабади говорил: “Доблесть (мурувва) - составная часть рыцарства как отрешенность от этого мира и мира иного, благородный отказ от них обоих”.
Мухаммад ибн ‘Али ат-Тирмизи говорил: “Для рыцаря неизменное и преходящее - одно и то же”.
Сын Ахмада ибн Ханбаля рассказывал: “Отцу задали вопрос “что такое рыцарство?” Он ответил: “Отказ от желаемого ради того, что страшит тебя”.
Одного из суфиев спросили: “Что такое рыцарство?” Тот ответил: “Это когда тебя не заботит, кого ты приветил: святого или неверующего”.
Я слышал, один из ученых рассказывал: “Маг пригласил Авраама под свой кров. Тот сказал: “Приму твое гостеприимство, если обратишься в истинную веру”. Тот ушел ни с чем. Тогда Господь воззвал к Аврааму: “Пятьдесят лет Мы питали его, невзирая на его неверие. А тебя уронит его угощение?
Авраам отыскал мага и попросил у него прощения. Тот спросил, почему он это сделал. Авраам поведал ему обо всем, и маг принял истинную веру.
Аль-Джунайд говорил: “Рыцарственно - избегать обид и быть доброжелательным”.
Сахль ибн ‘Абдаллах говорил: “Рыцарство - следование сунне”.
Говорят: “Рыцарство - веровать и не преступать установленных Богом пределов”.
Также говорят: “Рыцарство - не отворачиваться, когда человек мыкает нужду рядом с тобой”, “рыцарь не прячется от тех, кто его ищет”, “не копит имущества и не оправдывается, когда от него требуют оправданий”, “щедро распоряжается тем, что ему дано, и скрывает свои тяготы”, “пригласив десятерых, не озаботится тем, что пришло девять или одиннадцать человек”, “рыцарь оказывает предпочтение (другим перед собой)”.
Ахмад ибн Хидруйя сказал своей жене, Умм ‘Али:
- Хочу устроить праздник и пригласить на него одного головореза, которого в его квартале называют вожаком несовершеннолетней шпаны.
Жена в ответ:
- Это не дело - звать к себе головореза.
Но Ахмад стоял на своем:
- Я это сделаю!
Тогда жена сказала:
- Если уж решился на такое, то заколи коз, коров и ослов и выстави угощение от дверей этого человека до своего дома.
Ахмад сказал:
- Козы и коровы - это понятно, но при чем здесь ослы?
Жена в ответ:
- Приглашать бандита - дальше ехать некуда. Так хотя бы доставь радость окрестным псам.
Рассказывают, что у одного человека собрались на сэма‘ люди, в том числе суфии и шейх из Шираза. Когда началось сэма‘, гостей сморил сон. Шейх из Шираза спросил хозяина:
- Что это все уснули?
Тот в ответ:
- Понятия не имею. Я проследил, чтобы еда была из дозволенного, не уверен лишь в баклажанах.
Наутро отправились к торговцу. Тот сказал:
- Я меня не было баклажанов (когда пришли слуги за ними), и я сорвал их на соседнем участке у такого-то и продал.
Отправились к владельцу участка. Тот сказал:
- Тоже мне, повод для заботы - баклажаны. Я отдам ему этот участок, двух волов, осла и плуг, чтобы у него не было нужды поступать так впредь.
Рассказывают, что как раз в день свадьбы невеста заболела оспой. Жених при вех воскликнул:
- Что с моими глазами? Я ослеп!
Женщину ввели в его дом. Через двадцать лет она умерла, и тот человек неожиданно прозрел. Кто-то спросил его об этом. Он сказал:
- Не было никакой слепоты. Я делал вид, что слеп, чтобы она не печалилась (о своей внешности).
Кто-то сказал:
- Ты превзошел всех в рыцарственности.
Зу’н-Нун аль-Мисри сказал:
- Кодексу поведения можно поучиться у багдадских торговцев водой.
- Как так? - спросили у него.
- Меня привели к халифу, заподозрив в ереси. Я увидел водоноса в египетской одежде и тюрбане, с красивым глиняным кувшином, и сказал:
- Должно быть, это водонос султана.
- Нет, это простой разносчик воды, - сказали мне. Я выпил чарку и попросил своих спутников дать ему динар. Но он отказался взять деньги, сказав:
- Ты - узник. Неблагородно брать что-то с тебя.
Один из наших друзей говорил: “Благородный не ищет выгоды в дружбе”. Это был достойный молодой человек, торговец, его звали Ахмад ибн Сахль. Я купил у него платье из полотна. Он взял с меня столько, сколько сам за него отдал. Я спросил:
- А как же барыш?
Он в ответ:
- Я взял с тебя его цену, так что мы квиты. А барыш с друзей не берут.
Человек, который почитал себя благородным, приехал в гости из Нишапура в Наса с другими достойными людьми. После трапезы вошла девушка-рабыня - полить на руки гостям. Гость из Нишапура убрал свои руки со словами:
- Обычай благородных не дозволяет, чтобы девушка поливала мужчине.
Кто-то из присутствующих заметил:
- Я много лет вхож в этот дом, и меня никогда не задевало, мужчина или женщина поливает на руки.
Мансур аль-Магриби рассказывал: “Один человек решил испытать Нуха аль-’Айяра ан-Нисабури. Он предложил Нуху девушку-рабыню, переодев ее юношей и уговорившись с ней. Девушка была очень хороша. Нух купил ее, думая, что это юноша. Она провела у него много месяцев. Кто-то спросил ее:
- Он узнал, что ты девушка?
- Нет, - ответила та. - Он не дотрагивался до меня, думая, что я юноша.
Рассказывают, что один достойный человек получил повеление отдать султану своего мальчика-раба - и отказался, за что получил тысячу плетей, но не отступился от своего. Ночью у него случилась поллюция. Проснувшись, он совершил полное омовение ледяной водой, поскольку ночью сильно похолодало. Кто-то сказал ему:
- Это очень опасно!
Он в ответ:
- Стыдно перед Господом - принять тысячу плетей ради человека - и не совершить омовение из-за холода во имя Его.
Несколько достойных юношей навестили человека, известного своим благородством. Хозяин кликнул мальчика-слугу, чтобы тот постелил скатерть. Тот все не шел, и хозяину пришлось повторить свой призыв несколько раз. Гости переглянулись, заметив:
- Это не для благородных - слуга, которого приходится звать по три раза, чтобы накрыть на стол.
Хозяин спросил мальчика:
- Почему ты задержался?
Тот сказал:
- На скатерти был муравей. Не подобает подавать скатерть с муравьем, но не подобало и просто стряхнуть его. Вот я и ждал, пока он уползет.
Мальчику сказали:
- Ты выказал изрядную тонкость. Ты - достойный слуга благородных.
Рассказывают, что один паломник, переночевав в Медине, обнаружил, что у него украли сумку. Ему попался на глаза Джа’фар ас-Садик, и он накинулся на него:
- Ты украл мою сумку!
Джа’фар спросил:
- А что там было?
- Тысяча динаров, - ответил тот. Они пошли к Джа’фару, и хозяин отвесил ему тысячу динаров.
Вернувшись с деньгами, тот человек нашел сумку, которую считал украденной. Придя к Джа’фару с извинениями, он хотел вернуть ему деньги, но тот не взял их.
- Не беру обратно отданного, - сказал он.
Человек спросил у кого-то:
- Кто это был?
- Джа’фар ас-Садик, - сказали ему.
Рассказывают, что Шакик аль-Балхи спросил у Джа’фара ибн Мухаммада (ас-Садика), что такое рыцарство. Тот в ответ:
- А что ты скажешь?
Шакик ответил:
- Получая - благодарить, лишаясь - терпеть.
Джа’фар заметил:
- Наши мединские псы ведут себя так.
Шакик спросил:
- О потомок дочери Посланника, скажи, что такое рыцарство?
Тот в ответ:
- Получая - отдавать другим, теряя - благодарить.
Аль-Джурайри рассказывал: “Однажды шейх Абу’ль-‘Аббас ибн Масрук пригласил нас вечером к себе. По дороге мы встретили одного из наших друзей и предложили ему:
- Идем с нами к шейху.
Тот сказал:
- Меня не приглашали.
Мы в ответ:
- Попросим дозволения для тебя, как Посланник Божий - для ‘А’иши.
И мы все вместе отправились к шейху и прямо у порога передали ему наш разговор. Шейх сказал:
- Ты почтил меня местом в своем сердце, придя ко мне без приглашения. Так пусть же твоим местом в моем доме будет моя щека.
Сказав так, он прижал свою щеку к полу. Наш товарищ, подойдя к нему, поставил ногу на его щеку так, чтобы не причинить боли. Не отрывая лица от пола, шейх занял свое место.
Знай, что среди обычаев рыцарей - скрывать промахи друзей, особенно злоключения, которые порадуют их недругов.
Я слышал, как Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулами не раз говорил ан-Насрабади:
- ‘Али, певец, пьет по ночам, а днем приходит на твои собрания.
Ан-Насрабади ничего не отвечал на это, пока однажды ему не сказали, что ‘Али пропал. Они нашли его на улице, мертвецки пьяным, он валялся лицом вниз. Ан-Насрабади стал утирать ему рот. Его спутник сказал:
- Мы столько раз говорили шейху об этом, а он не слушал нас, и вот он, ‘Али, во всей красе!
Ан-Насрабади, взглянув на говорившего, сдержанно сказал:
- Возьми его на плечи и отнеси домой.
Аль-Мурта‘иш рассказывал: “Нас было несколько человек. Мы пришли с Абу Хафсом проведать больного, которого не раз навещали. Абу Хафс спросил его:
- Хочешь поправиться?
- Да, - ответил тот. Абу Хафс сказал своим спутникам:
- Примите его бремя.
Больной тотчас встал и вышел с нами, а мы все занемогли, и нас навещали другие”.
суфийские мастера,
дух суфизма,
Сулами,
Кошайри,
рыцарство в суфизме,
путь суфиев,
суфийские максимы,
суфии,
Рисала,
Хидруйя,
ислам,
Джурайри,
великие суфии,
термины суфизма,
аль-Кушайри,
классики суфизма,
дервиши,
Кушайри,
дервишизм,
классика суфизма,
Магриби,
устои суфизма,
суфизм,
Джунайд,
Тирмизи,
футувват,
Послание Кушайри,
футувват в суфизме,
Даккак,
Насрабади,
суфийские наставники,
Садик,
практика суфизма,
фотовват,
доблесть в суфизме,
Абу Хафс,
су-фийский путь,
мудрость суфиев,
Шакик аль-Балхи,
ал-Кушайри,
Варрак,
базовые источники по суфизму,
суфийские афоризмы,
Рисала Кушайри,
Масрук,
Зун-Нун