Apr 23, 2015 17:21
Абу’ль-Касим ‘Абд аль-Карим ибн Хавазин ибн аль-Малик ибн Талха аль-Кушайри
Ар-Рисала аль-Кушайрийя фи ‘илм ат-тасаввуф
Послание Кушайри о суфийской науке
УМИРЕНИЕ СВОЕГО “Я” И ПАМЯТОВАНИЕ О ЕГО ПОРОКАХ
(араб. мухалафат ан-нафс ва зикр ‘уйюбиха)
Всевышний говорит:
Для тех же, кто из страха пред Судом Господним
Греховные желания души своей умерил,
Жилищем (вечным) станет Рай (Коран 79:40-41).
Согласно Джабиру, Пророк сказал: “В моей общине меня больше всего тревожит потакание страстям и постоянное ожидание (мирских выгод). Следуя желаниям - отходишь от Бога, а все время надеясь (на мирское) - забываешь о мире ином”. И потому знай, что поклонение начинается с умирения “я”.
На вопрос о покорности (ислам) шейхи сказали: “Это истребление “я” мечами борьбы (с ним). И знай, что солнце близости заходит для тех, чья порча от “я” нарастает”.
Зу’н-Нун аль-Мисри сказал: “Ключ к поклонению - самонаблюдение. Искомое достигается борьбой со своим “я” и страстями вплоть до отказа от желаний”.
Ибн ‘Ата’ говорил: “По своей природе “я” склонно к дурному поведению. А слуге предписано придерживаться должного поведения. Поэтому “я”, ведя себя в соответствии со своей природой, противодействует (должному поведению), а слуга сопротивляется душе, борясь с ее злонамеренными притязаниями. Кто отпустит поводья своей души - тот соучастник развращенности”.
Джунайд говорил: “Душа постоянно побуждает ко злу, приглашает к вечной смерти, помогает недругам, увлечена желаниями и заражена всеми видами дурного”.
Абу Хафс говорил: “Кто неотступно не выслеживает свою душу, противостоя ей во всех состояниях и каждодневно настаивая на том, что ей не по нраву, - тот обольщен. А кто следит за ней, лишь иногда поощряя ее, - тот возьмет над ней верх”.
Как можно быть довольным своей душой, будучи в трезвом рассудке и твердой памяти?! Благородный Иосиф, отпрыск достойнейших родителей, сказал:
И я себя оправдывать не стану -
Ведь (всякая) душа склоняется ко злу (Коран 13:53).
Аль-Джунайд рассказывал: “Как-то ночью мне не спалось. Я начал читать вирд (литанию), но не обрел в нем той сладости и услады, которую обычно испытывал во время тайных бесед с Господом. Я оставил вирд и попытался заснуть, но не смог. Я сел, но мне не сиделось. Тогда я открыл дверь и вышел на улицу.
На дороге лежал человек, закутавшись в плащ.
Ощутив мое присутствие, он поднял голову со словами:
- О Абу’ль-Касим, посмотри, который час! (ты припоздал).
- Но господин, мы не уговаривались с вами, - ответил я.
- Нет, я попросил Пробуждающего сердца, чтобы твое сердце вняло моему, - сказал он.
Я промолвил:
- И Он сделал это! Чего вы хотите?
Он спросил меня:
- Когда страдания души целительны для нее?
- Когда душа противостоит своим страстям, ее страдания целительны для нее, - ответил я.
Тогда он сказал, обратившись к своей душе:
- Внемли! Я семь раз повторял тебе это, но ты не желала принять мои слова, пока не услышишь то же самое из уст аль-Джунайда. Ну вот, теперь ты услышала.
И он ушел. Я так и не узнал, кто это был, и больше никогда не встречался с ним”.
Абу Бакр ат-Тамастани говорил: “Величайшее благо - избавиться от “я”, ведь это величайшая завеса между тобой и Богом”.
Сахль ибн ‘Абдаллах говорил: “Нет поклонения Господу, равного противодействию душе и страсти”.
Ибн ‘Ата’ на вопрос о том, что наиболее противно Господу, сказал: “Относиться всерьез к душе и ее состояниям. Хуже этого лишь предвкушение награды за свои действия”.
Ибрахим аль-Хаввас рассказывал: “На горе аль-Лакам я видел кусты граната и мне так захотелось граната! Я поднялся, сорвал один и разломил его. Он был кислый. Отойдя от гранатовых кустов, я увидел человека, он лежал на земле, над ним кружили осы. Я сказал:
- Мир тебе!
Он ответил:
- И тебе мир, о Ибрахим.
Я спросил:
- Откуда ты знаешь меня?
- Он в ответ:
- Нет ничего скрытого от того, кому ведом Всевышний.
Я сказал:
- Вижу, ты пребываешь с Господом. Отчего не попросишь, чтобы Он защитил и укрыл тебя от надоедливых ос?
Он ответил:
- Вижу, и ты пребываешь с Господом. Отчего же не попросил Его избавить тебя от желания отведать гранатов? Одному - мучиться в мире ином от “укуса” гранатов, другому - в этом мире от укусов ос.
Я повернулся и побрел прочь”.
Передают, что Ибрахим ибн Адхам рассказывал: “Сорок лет я ни разу не провел ночь под крышей своего дома или в замкнутом помещении.
По временам меня одолевало желание поесть вдосталь чечевицы. Но все никак не получалось. Однажды, когда я был в Сирии, мне поднесли большой горшок с чечевицей. Я поел и двинулся дальше. Увидев висящие стеклянные сосуды с какой-то жидкостью я подумал, что это уксус, но люди сказали мне, что это вино. Я подумал: “Вот мой долг!” и, войдя в таверну, вылил вино из всех сосудов. Люди подумали, что я выполняю повеление султана. Узнав, что это не так, они повели меня к Ибн Тулуну. Тот повелел дать мне двести плетей и бросить в темницу. Я пробыл там до тех пор, пока мой учитель Абу ‘Абдаллах аль-Магриби не прибыл туда и не вызволил меня. Когда мы встретились, он спросил:
- Что ты натворил? Как все это вышло?
Я в ответ:
- Получил двести плетей за живот, набитый чечевицей.
Он сказал:
- Тебя освободили, иди.
Согласно аль-Джунайду, Сари ас-Сакати сказал: “Тридцать или сорок лет моя душа жаждала отведать моркови в финиковом сиропе, но мне так и не привелось попробовать ее”.
Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулами передавал, что его дед однажды сказал: “Несчастье слуги - его довольство состоянием своего “я”.
‘Исам ибн Юсуф аль-Балхи прислал что-то Хатиму аль-Асамму, и тот принял это. Кто-то спросил:
- Почему ты принял это?
Тот ответил:
- В приятии - мой стыд и его гордость. В отказе - моя гордость и его стыд. Его гордость я ставлю над своей, а свой стыд предпочитаю его стыду”.
Человек сказал одному из суфиев:
- Хочу совершить паломничество в состоянии отрешенности.
Суфий в ответ:
- Сперва лиши свое сердце небрежения, свое “я” - непостоянства, свой язык - праздных слов, а уж потом отправляйся куда хочешь.
Абу Сулейман ад-Дарани говорил: “Кто проводит свои ночи в добром расположении духа - будет вознагражден в дни своей жизни, а кто проводит свои дни в добром расположении духа - получит награду за это в свои ночи. Кто искренен в отказе от страсти - тот избавлен от бремени питать ее. Господь настолько щедр, что не накажет сердце, отказавшееся ради Него от страсти”.
Господь возвестил Давиду: “О Давид, предупреди и обереги своих спутников от открытого потакания страстям, ведь сознание тех, чьи сердца привязаны к мирским страстям, отделено от Меня завесой”.
Рассказывают, что некий человек сидел, повиснув в воздухе. Кто-то спросил:
- Как ты добился этого?
Он в ответ:
- Я оставил страсти (хава) - и Он сделал воздух (хава’) послушным мне.
Говорят: “Если предложить верующему (исполнить) тысячу (его) желаний - он отринет это из страха (Божьего). А если дать грешнику и одно желание - оно лишит его страха (Божьего)”.
Также говорят: “Не вкладывай поводья в руки страсти - она завезет тебя во тьму”.
Юсуф ибн Асбат говорил: “Лишь пугающий страх или неустанная жажда (Бога) способны погасить страстные влечения сердца”.
Аль-Хаввас говорил: “Кто оставляет страсти, не найдя им замены в своем сердце - лжец. Ничего он не оставил!”
Джа‘фар ибн Насир рассказывал: “Аль-Джунайд дал мне дирхем и попросил купить фиников определенного сорта. Я принес. Он, чтобы прервать пост, взял один финик и положил в рот, но тут же отбросил его, заплакав, и сказал: “Забери их”. Я спросил, в чем дело. Он сказал: “В моем сердце прозвучало: “Стыда у тебя нет! Ты отверг желанное ради Меня - и вновь тянешься к нему!”
Говорят: “Слово хаван (“унижение”) происходит от хава (“страсть”). Поддаться страсти - то же, что пасть жертвой унижения”.
Знай, что “я” имеет порицаемые свойства, одно из них - зависть.
суфийские мастера,
дух суфизма,
Сулами,
Кошайри,
ибн Ата,
аль-Хаввас,
путь суфиев,
суфийские максимы,
суфии,
Рисала,
Джафар бин Насир,
ислам,
суфийские трактаты,
великие суфии,
аль-Кушайри,
умирение своего "Я" в суфизме,
классики суфизма,
дервиши,
Кушайри,
дервишизм,
классика суфизма,
суфийская практика,
суфизм,
Джунайд,
суфийская мудрость,
Юсуф бин Асбат,
Джабир,
Послание Кушайри,
Ибрагим бин Адхам,
суфийские наставники,
Сари ас-Сакати,
Абу Хафс,
Абу Сулейман ад-Дарани,
ал-Кушайри,
зун Нун аль Мисри,
суфийские афоризмы,
Рисала Кушайри,
суфийская литература