“Рисала” (“Послание”) аль-Кушайри (986 - 1072 гг.). ГОЛОД И УТИШЕНИЕ ЧУВСТВЕННОСТИ.

Apr 23, 2015 17:02

Абу’ль-Касим ‘Абд аль-Карим ибн Хавазин ибн аль-Малик ибн Талха аль-Кушайри
Ар-Рисала аль-Кушайрийя фи ‘илм ат-тасаввуф
Послание Кушайри о суфийской науке

ГОЛОД И УТИШЕНИЕ ЧУВСТВЕННОСТИ (араб. "джу‘ ва тарк аш-шахва")

Всевышний говорит:

Поистине, Мы испытаем вас и долей страха, и голодом (Коран 2:155).

А завершается стих так:

Ты сообщи благую весть всем тем, кто стойко терпит.

Он ниспослал благую весть как награду за голодание.
Всевышний также говорит:

И отдают им предпочтенье над собою,
Хотя находятся в нужде (Коран 59:9).

Анас ибн Малик рассказывает, что Фатима принесла Посланнику Божьему часть лепешки, и тот спросил: «Что это, Фатима?» Она в ответ: «Кусок лепешки, выпеченной мною. Сердце у меня защемило, и я принесла ее тебе». Он ответил: «Это первое, что вкусил твой отец за три дня» (в другой передаче Фатима принесла часть ячменной лепешки).
И потому голодание - одно из отличий этой общины (т.е. суфиев) и один из столпов духовной битвы. Идущие по Пути постепенно приучают себя голодать и избавляются от привычки к еде. Голодая, они открывают колодцы мудрости. Об этом есть немало историй.
Ибн Салим сказал: «Надлежащее голодание (как духовная практика) это постепенное сокращение приема пищи до минимума.
Говорили, что Сахль ибн ‘Абдаллах принимал пищу лишь раз в пятнадцать дней. А в Рамадан он не ел, пока вновь не увидит народившийся месяц, и каждый день прерывал пост только водой.
Яхья ибн Му‘аз говорил: « Если бы голод можно было продавать на рынке, то ищущим мира иного не было бы нужды покупать что-то еще».
Сахль ибн ‘Абдаллах говорит: «Когда Господь создавал мир, Он поместил грех и невежество в сытость, а мудрость - в голод».
Яхья ибн Му‘аз говорил: «Голод для мюридов - отправление аскезы, для раскаивающихся - испытание, для отступников - пытка, а для познавших - знак доблести».
Наставник Абу ‘Али ад-Даккак рассказывал: «К одному из шейхов пришел человек и, увидев, что тот стенает, спросил, в чем дело. Тот ответил: «Голод». Пришедший воскликнул: «Такие как вы - и стенают от голода?!» Шейх в ответ: «Молчи. Не ведаешь ты, что Он захотел, чтобы я стенал от голода».
Мухаллид рассказывал, что в Сирии с ними был аль-Хадджадж ибн Фурафиса. Пятьдесят ночей он провел без глотка воды и не притрагиваясь к еде.
Абу ‘Абдаллах Ахмад ибн Яхья аль-Джалла’ рассказывал: «Абу Тураб ан-Нахшаби по пути из Басры в Мекку шел через пустыню, и мы спросили его о пище. Он ответил: «Покинув Басру, я поел в Набадже, а потом в Зат ‘Арак. И вот я здесь». Пересекая пустыню, он принимал пищу всего два раза.
‘Абд аль-‘Азиз ибн ‘Умайр рассказывал: «Птичью стаю кормили по утрам в течение сорока дней. Затем птицы поднялись в воздух. Когда они вернулись, от них исходил запах мускуса».
Голодая, Сахль ибн ‘Абдаллах был полон сил, а от еды слабел.
Абу ‘Усман аль-Магриби говорил: «Преданный Господу ест раз в сорок дней, а преданный Извечному - раз в восемьдесят дней».
Абу Сулейман ад-Дарани заметил: «Ключ к этому миру - сытость, ключ к миру иному - голод».
Сахля ибн ‘Абдаллаха спросили:
- Что скажешь о том, кто ест раз в день?
Тот в ответ:
- Таков обычай верующих.
- А три раза в день?
- Такому уже надобна кормушка.
Яхья ибн Му‘аз поясняет: «Голод - свет, а сытость - огонь. Страсти - хворост, подброшенный в огонь, и он не утихнет, пока не сожжет своего владельца».
Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси рассказывал: «Один из дервишей пришел к шейху и принес ему кушанье в качестве подношения. Он спросил шейха, давно ли тот принимал пищу. Тот в ответ: «Прошло пять дней». Пришедший сказал: «Вы столько времени не ели! На вас (дорогие) одежды, и при этом вы голодаете! Голод неимущих не таков».
Абу Сулейман говорил: «Сократить трапезу хотя бы на один не съеденный кусок - может, даже поважнее, чем молиться всю ночь напролет».
Абу’ль-Хайру аль-‘Аскалани несколько лет хотелось рыбы, наконец ему приготовили рыбу из дозволенного. Он хотел было отведать ее, но уколол палец острой костью и отдернул руку, воскликнув: «О Господи, если так бывает с тем, кто протягивает руку к чистому, что же будет с тем, кто пожелает запретного?»
Я слышал, как наставник Абу Бакр ибн Фурак говорил: «Хорошая семья - следствие достижения желаемого путем, дозволенным законом. А что было бы при обращении к недозволенному?»
Я слышал, Рустам аш-Ширази рассказывал: «Абу ‘Абдаллаха ибн Хафифа пригласили к трапезе, и один из присутствующих, голодный бедняк, поторопился присесть к столу и сделал это раньше шейха. Один из спутников шейха поставил перед тем дервишем (кушанье) - в знак укора за бестактность. Тот сообразил, что нарушил этикет, и, невзирая на постоянное недоедание, решил поститься в течение пятнадцати дней, чтобы наказать свою душу и воспитать ее, и чтобы показать, что он раскаялся в своем проступке».
Малик ибн Динар сказал: «Сатану ужасает тень того, кто укротил мирские страсти».
Абу ‘Али ар-Рудбари наставлял: «Если суфий по истечении пяти дней (аскезы) скажет «я голоден» - пусть идет на базар раздобыть что-нибудь».
Я слышал, как наставник Абу ‘Али ад-Даккак приводил слова одного шейха о том, что страсти людей Огня превозмогли их духовные порывы и потому они впали в немилость. И я слышал, как он рассказывал: «Некто спросил у одного из шейхов: «Вы обходитесь без желаний?» Тот ответил: «Нет, но я сдерживаю себя». Другого шейха спросили: «Есть ли у вас желания?» Тот ответил: «Желаю не желать», и это лучше.
Абу Наср ат-Таммар рассказывал: «Однажды вечером ко мне зашел Бишр, и я сказал: «Хвала Господу, приведшему тебя. Нам привезли хлопок из Хорасана, и девочка спряла его, продала и купила мяса для нас. Прерви пост с нами».
Тот ответил: «Если бы я собирался прервать пост, то сделал бы это с вами». И он пояснил: «Многие годы мне хотелось баклажанов - но как-то не пришлось их отведать». Я принялся уговаривать его: «Взгляни-ка, на этом блюде - как раз баклажаны, и это дозволенное!» Он ответил: «(Не стану их есть), пока не освобожусь от желания их есть». 
Я слышал, как ‘Абдаллах ибн Бакавийя ас-Суфи сказал, что слышал, как Абу Ахмад ас-Сагхир рассказывал: «Абу ‘Абдаллах ибн Хафиф каждый вечер велел мне подавать ему по десять виноградин, чтобы прерывать пост. Как-то, движимый сочувствием к нему, я принес ему пятнадцать ягод. Взглянув на меня, он спросил: «Кто подбил тебя сделать это?» Съев десять виноградин, он не тронул остальные».
Абу Тураб ан-Нахшаби рассказывал: «Мою душу никогда не искушали вожделения, лишь один раз ей захотелось хлеба и яиц. А я как раз был в пути. И я зашел в селение. Меня тут же схватили и с возгласами «этот был среди грабителей!» приложили дубинками раз семьдесят. Наконец один из них узнал меня: «Да это же Абу Тураб ан-Нахшаби!» Они извинились передо мной, а тот человек из уважения и сострадания ко мне привел меня к себе в дом и поднес хлеба и яиц. И я сказал своей душе: «Ешь! - после семидесяти ударов дубинкой».

суфийские мастера, дух суфизма, Кошайри, Абу Салим, путь суфиев, суфийские максимы, суфии, Рисала, МАЛИК, суфийские трактаты, Таммар, великие суфии, термины суфизма, аль-Кушайри, Абу Тураб Нахшаби, Муаз, дервиши, классики суфизма, Кушайри, Хафиф, дервишизм, классика суфизма, суфизм, ибн Салим, Послание Кушайри, Абу Сулейман, Даккак, ФАТИМА, суфийские наставники, Суфи, Умар, мудрость суфиев, мудрость суфизма, ал-Кушайри, Ширази, практика суфиев, Рисала Кушайри, суфийская литература

Previous post Next post
Up