Oral history interview with A. A. (Aleksei Aleksandrovich) Gol'denveizer 1966
interview segment 1 (audio)
part 1 Oral history interview with A. A. (Aleksei Aleksandrovich) Gol'denveizer 1966
interview segment 1 (audio)
part 2 Алексей Александрович Гольденвейзер (27 ноября [9 декабря] 1890[1], Киев - 4 сентября 1979, Нью-Йорк) - российский юрист, адвокат и педагог, издатель, общественный деятель русской эмиграции, писатель, автор мемуаров.
В 1937 году Гольденвейзеры были вынуждены уехать из нацистской Германии в Америку (в декабре 1943 года сёстры Алексея Александровича были арестованы нацистами в Ницце) . С 1938 года жили в Нью-Йорке
Книга о русском еврействе. А. А. Гольденвейзер, Я. Г. Фрумкин, Г. Я. Аронсон.
Отсутствие взаимного понимания между социалистической и несоциалистической частью еврейства давало о себе
знать чем дальше, тем больше. -
ГРИГОРИЙ АРОНСОН , ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В РОССИИ В 1917-1918 г.г (стр. 6).
из книги
А. А. Гольденвейзер описывает драматическую сцену, весьма характерную для еврейских собраний
того времени.
«На трибуне стоял бердичевский общественный раввин -
яркий и темпераментный народный оратор. Речь его была призывом к национальному сплочению на основе общих «скрижалей веры».
«В начале съезда, - сказал он между прочим, - все мы
поднялись с мест в память погибших борцов за свободу. Поднимитесь же теперь в честь Торы!» Аудитория поднимается с
мест, за исключением группы бундистов. Воцаряется невообразимый шум, большинство требует удаления представителей
Бунда, оскорбивших религиозные чувства собрания. Президиум
бессилен внести успокоение... Но вот у ораторской трибуны появляется прекрасная седая голова писателя С. Ан-ского (С. А.
Рапопорта). Он поднимает руку. Зал стихает. Он говорит, что
Тора - не только религиозный символ, но и символ вековой еврейской культуры. И в честь этой культуры, составляющей
нашу национальную гордость и символизируемую свитками Торы, он предлагает всем присутствующим встать с мест. Все
встают... Инцидент улажен»
А.Гольденвейзер. Из киевских воспоминаний (1917 - 1920 гг.)
Д..Дорошенко. Война и революция на Украине.
С.Сумский. О
диннадцать переворотов (Гражданская война в Киеве).
я разыскал всех сотрудников газеты на квартире
М. С. Мильруда гайдамаки захватили Михайловский монастырь, где кутили, веселились, судили и казнили. Впервые пока-
зался предвестник того страшного истребления еврейского народа, которое потом в течение двух лет сопутствовало всякому украинскому движению и мятежу.
Гайдамаки хватали на улицах евреев, уводили их с собой в Михайловский монастырь и там убивали. Газеты пестрели траур-
ными объявлениями, кончавшимися стереотипной фразой: <зверски убит в Михайловском монастыре>.
Н..Могилянский. Трагедия Украины (
Из пережитого в Киеве в 1918 году).
А.Деникин.
Гетманство и Директория на Украине.
Г.Игренёв.
Екатеринославские воспоминания (август1918 - июнь 1919).
А..Лукомский. Противосоветские
организации на Украине и начало гетманства.
Лукомский А.С.
Очерки из моей жизни И.Чериковер.
Антисемитизм и погромы на Украине в период Центральной рады и гетмана. СТР 239 - 276
Гурко Изъ Петрограда черезъ Москву, Парижъ и Лондонъ въ Одессу 1917-1918 гг
Венеди́кт Алекса́ндрович Мяко́тин Из недалекого прошлого:
Отрывки воспоминаний В.Винниченко.
Из истории украинской революции.
А. Марголин.
Украина и политика Антанты.
Арнольд Давидович Марголин (1877-1956) о знаменитом роде Маргалиотов.
Маргалиот (Марголиот, Маргалут, Марголис, Маргулис, Маргулеш, Марголин) - фамилия менялась в связи с языком и произношением страны, в которой они проживали. В переводе на русский она означает - жемчуг. Маргалиот выдающаяся равинистическая фамилия Германии, Польши и России, выдвинувшая целый ряд знаменитых талмудистов и равинов. Все они были потомками РАШИ (Раби Шломо бен (сын) Ицхак) (1040-1105) - одного из самых известных в истории евреев философа, талмудиста, раввина и толкователя Торы. А Раши, в свою очередь, был прямым потомком царя Давида. Так что все Маргалиоты - потомки царя Давида.