«Хартия» - старинная формa некоего «… документа о покровительстве…», принятая в Европе для организации каких-то поселений в дальних колониях.
А что касается переводов, то Нахум Соколов перевел книгу Т. Герцля с немецкого на иврит.
Будучи сторонником школы свободного перевода, он изменил ее название со «Старой новой страны» на куда более поэтическое:
«Холм Весны».
Ha иврите - «Тель-Авив».
Книга «Холм весны» была издана в 2015 году
вплоть до середины 1970‑х годов все до единого премьер-министры Израиля оказались уроженцами Российской Империи.Владимир Жаботинский (или Дебора Затуловская) в начале своего пути не знали даже идиша, a говорили на русском.
Давид Бен-Гурион, конечно, не мог состязаться ни с Герцлем, ни с Вейцманом, ни с Жаботинским. Но он взял
Мечту,
Хартию, и
Легион и
начал строить из них Аппарат.
Дом за домом - так строились поселения. Посаженное дерево следовало за деревом, и так осваивалась земля. А отделы Всеобщей федерации труда шаг за шагом брали на себя организацию и управление строительством.
http://z.berkovich-zametki.com/y2020/nomer7/tenenbaum/http://z.berkovich-zametki.com/y2020/nomer8_10/tenenbaum/ жить бы Владимиру Жаботинскому да радоваться, но в апреле 1903 году жизнь его переломилась. Он побывал в Кишиневе - сразу после прошедших там событий, когда еще и убитых не схоронили, и многое увидел.
Скажем, гвозди, вколоченные в глазa жертв…
он твердо, сознательно и бесповоротно отгородился от участия в общероссийской политической жизни
В черте оседлости в первом десятилетии ХХ века жило пять миллионов евреев, и говорили они на идиш. A вне черты, в сфере культурного русского языка, евреев жило только 4%
в 1914-м, с началом Великой Войны, Жаботинский и вовсе уехал из России военным коррeспондентом и обратнo уже не вернулся.
Хаим Вейцман весной 1915 года подал заявку на британский патент № 4845, связанный с особым видом ферментации. Использование этого патента позволило решить проблему производства дешевого ацетона.
Bот это для Великобритании стало очень важно - aцетон был необходим для производства кордита, английского бездымного пороха.
согласно легенде на вопрос Ллойд Джорджа - «Что мы могли бы для вас сделать?» - ответил, что ему лично ничего не надо, но для своего народа он и в самом деле хотел бы получить у Англии дар. И попросил Хартию.
«power of understatement» - «сила недоговоренности».
с началом «Великой Войны» в 1914 Турция встала на сторону Германии, и ее территории теперь делались предметом торга и возможного раздела.
Антанта посулила отдать России Босфор и Дарданеллы, но потребовала компенсаций и себе, что и было сделано.
Публикация «Капитала» Карла Маркса создала огромное движение, члены которого называли себя марксистами. Но движение, единое в своей цели «… освобождения пролетариата от его цепей…», немедленно раскололось на множество сект и течений, каждое из которых понимало слово «марксизм» по-своему.
Публикация книги «Еврейское Государство» Теодора Герцля тоже создала целое движение. Название «герцлизм» или, скажем, «герцлианство», не привилось - последователи Герцля называли себя «сионистами» - но правило раскола сработало и здесь.
Сионисты могли быть и социалистами, и приверженцами капитализма, и атеистами, и людьми глубоко религиозными. К тому же они делились на сионистов английских, американских, германских и российских - и так далее.
Все эти фракции в чем-то они ладили друг с другом, а в чем-то не ладили, но оказалось, что идею отдельной еврейской воинской части встретила у них почти единодушное сопротивление.
наибольшее негодование идея еврейского легиона вызывала в России
на родине Жаботинского, в Одессе, его торжественно прокляли в синагогe. Видный сионистский деятель, Менахем Усышкин, сказал матери Жаботинского, что ее сына следует повесить.
Считалось, что никаких еврейских военных частей не было с того времени, когда Тит Флавий разрушил Храм в Иерусалиме.
помимо родного русского, Жаботинский свободно говорил еще на 4-х европейских языках: английском, французском, немецком и итальянском, а к 1914 выучил и иврит, и идиш.
Жаботинский познакомился с человеком, к которому российский консул, г-н Петров, отнесся в высшей степени корректно - немедленно начал выплачивать причитавшуюся ему пенсию, и пригласил заходить, если понадобится какая-то дополнительная помощь.
Этого человека звали Иосиф Владимирович Трумпельдор, и был он инвалидом русско-японской войны, потерявшим руку под Порт-Артуром, и награжденным полным Георгиевским бантом.
помощи сионистов Жаботинский не получил, наоборот, они ему активно мешали.
до середины 1917 года.В июле в Лондоне был опубликован приказ об учреждении «еврейского полка».
в самом начале февраля 1918 года, 38-й батальон королевских фузилеров парадным строем прошел по лондонским улицам - он отправлялся на турецкий фронт, в Палестину.
А, во‑вторых, «Декларация Бальфура» была опубликована в том же номере газеты «Таймс», где было опубликовано сообщение о так называемой «… Октябрьской революции в России…».
Британская Империя к 1918 была крупнейшим государственным образованием из всех, когда либо существовавших на земле.
в сентябре 1919 лейтенант Жаботинский был уволен из армии. лейтенанта обвиняли в большевизме.
палестинские евреи, в отличие от палестинских арабов, англичан раздражали.
Петр Моисеевич Рутенберг был человеком бурных страстей. Он родился в городке Ромны, Полтавской губернии, отец его был купцом 2-й гильдии, семья располагала достаточными средствами, и юный Петя Рутенберг сумел поступить в Петербургский политехнический институт.
вернулся в иудаизм, приняв ритуальное наказание - 39 нешуточных ударов плетью.
И шрамами, оставшимися после покаяния, он гордился.
в декабре 1919 Жаботинскому вручили орден Британской Империи.
В июне 1920 года была сформирована так называемая «Хагана» - «Оборона»
1926-м в семье переселенцев из Америки, Морриса и Голды Меерсонов, родилась дочка Сарра. Голде пришлось брать на дом стирку для соседей
B 1928 Голда Меерсон возглавила женский отдел Всеобщей федерации труда ишува.
B Палестине не было ни промышленности, ни торговли, ни развитого сельского хозяйства. Каждый, даже самый неудобный участок земли, приходилось сначала выкупать по сильно завышенной цену, а потом неимоверным трудом делать пригодным к обработке.
В 1927 был опубликован роман Жаботинского «Самсон Назорей». Книга была написана на русском
филистимляне - это англичане, и Самсон - это сам Жаботинский
«…Ho свой дар сновидца и свое упорство погони за невнятными снами [Иаков] завещал Иуде; и, как он, пойдет Иуда, ради невнятного замысла, на раздор и с отцом, и с братом, и с Богом; и схитрит, и солжет, и изменит,… и предаст лучшего и ближайшего, ради того замысла, на неслыханные муки…».
Этот абзац - на редкость достоверный портрет Давида Бен-Гуриона.В 1926 году ему исполнилось 40 лет. Свой пылкий турецкий патриотизм в 1914-м он попытался подтвердить делом - предложил создать еврейскую военную часть, которая должна была сражаться на стороне Турции.
Вейцман стоял за сотрудничество с Англией, Жаботинский же считал, что сотрудничество с Англией себя исчерпало
Владимир Жаботинский создал Легион. Он был удивительно одаренным человеком, прямо-таки впору эпохе Ренессанса - сразу и писатель, и поэт, и оратор, и публицист, и переводчик, и публицистику при том писал на иврите, а художественную прозу - на русском, а для политических речей свободно использовал идиш. он был одарен исключительно трезвым умом.
отделы Всеобщей федерации труда шаг за шагом брали на себя организацию и управление строительством.
Tак создавалось руководство.
А во главе этого руководства, с муравьиным упорством и изворотливостью ящерицы, Давид Бен-Гурион поставил себя.