Александр Львович (Хацкель Меерович) Лишневский (1868-1942)

Apr 03, 2020 16:55


В Елисаветграде (1895-1901) А. Л. Лишневский осуществил следующие проекты


Большая хоральная синагога (Кропивницкий)дом Заславского
Дом Барского
Большая синагога
Бывшее Пушкинское училище
--------------
В Санкт-Петербурге
Дореволюционный период (Санкт-Петербург - Петроград)
Садовая ул., д.№ 55 - 57 / Вознесенский проспект, д.№ 40 - 42 - Дом городских учреждений. 1904-1906.
Лиговский проспект, д.№ 125 / Рязанский переулок, д.№ 2 - доходный дом Э. Л. Петерсона. 1906. Включен существовавший дом.
Улица Ленина, д.№ 32 / Малый проспект Петроградской стороны, д.№ 66 - доходный дом И. Ф. Алюшинского. 1907-1908. При участии П. П. Светлицкого.
Прядильный переулок, д.№ 5 / Люблинский переулок, д.№ 2 - доходный дом. 1908.
8-я Советская улица, д.№ 44 - доходный дом. 1908.
Лахтинская улица, д.№ 24 - доходный дом А. Л. Лишневского. (т. н. «Дом с Мефистофелем») 1910-1911. Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект)[5]. 26 августа 2015 года памятник был поврежден - неизвестные скололи с фронтона скульптурное изображение демона[6].
Гатчинская улица, д.№ 19 - 21 - доходный дом. 1910-1913. Совместно с А. Л. Берлиным.
Чкаловский проспект, 31 / Плуталова улица, 2 / улица Всеволода Вишневского, 10 - доходный дом Б. Я. Купермана.. 1911-1913.
Литейный проспект, д.№ 47 / улица Белинского, д.№ 13 - доходный дом Ш. З. Иоффа.
Апраксин переулок, д.№ 4 - доходный дом с конторскими помещениями В. В. Корелина. 1912-1913. Включен существовавший дом.
Большая Зеленина улица, д.№ 29 - доходный дом. 1912.
Улица Литераторов, д.№ 15 - доходный дом. 1912-1913. Совместно с Н. М. Никифоровым.

Дом Лишневского на Широкой (Ленина) ул., 41
Широкая ул. (ныне ул. Ленина, д.№ 41 / Полозова улица, д.№ 28 - доходный дом А. Л. Лишневского. 1912-1913. При участии С. Я. Турковского.
Улица Белинского, д.№ 11 - доходный дом. 1912-1913.
6-я линия, д.№ 47, правая часть - доходный дом. 1912-1913
Загородный проспект, д.№ 11 / улица Рубинштейна, д.№ 40 - доходный дом Ш. З. Иоффа (1913-1914 - на фото) - архитектурная доминанта Пяти углов
Загородный проспект, д.№ 24 - доходный дом Ш. З. Иоффа. Перестройка. 1913-1914.
Лиговский проспект, д.№ 91 / Свечной переулок, д.№ 27 - доходный дом А. Л. Сагалова. 1913-1914.
Набережная Фонтанки, д.№ 131 / Большая Подьяческая улица, д.№ 36 - доходный дом С. И. и Б. И. Марголиных. 1914. Включен существовавший дом.
Колокольная улица, д.№ 8 - доходный дом А. Л. Лишневского. Перестройка. 1914-1916.

Послереволюционный (ленинградский) период
1) Жилые дома:
Жилые дома в Автово
8-я Советская улица, д. 8 (дом с общежитием, магазинами, детским садом)
Невский проспект, д. 141
Проспект Обуховской Обороны, 19
8-я Советская улица, д. 17 (1935-1939)
2) Школы и училища :
8-я Советская улица, д. № 58
Благодатная улица, 45
Батайский переулок, д. 6 1936
Вознесенский проспект, д. 38 1936
Воронежская улица, д. 42 1936
Набережная канала Грибоедова, 76
Проспект Римского-Корсакова, 4 (1936-1938)
Московский пр., д. 80 (училище) 1936



Дом у Пяти углов \ доходный дом с башенкой



«Городской дом» («Дом городских учреждений») на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы в Санкт-Петербурге

А. И. Чепель
ПЕТЕРБУРГ
АРХИТЕКТОРА ЛИШНЕВСКОГО
Александр Львович Лишневский (1868 - 1942) - архитектор, посвятивший работе в Петербурге - Петрограде - Ленинграде 40 лет. За эти годы по его проектам
было создано более 30 зданий, оставивших заметный след в городской среде1
.
А. Л. Лишневский родился в городе Херсоне. В 20 лет, окончив Одесскую рисовальную школу, он приехал в Петербург, поступил в Академию художеств, одновременно учился и работал. Будучи помощником архитектора Б. И. Гиршовича,
Лишневский постигал премудрости архитектуры на практике, следуя девизу наставника: «Двадцать раз нарисовать и двадцать первый еще переделать»2
.
В 1894 г. Лишневский окончил Академию художеств с малой золотой медалью в звании классного художника 1-й степени. Он получил должность городского
архитектора в Елизаветграде, но столица манила более широкими возможностями,
и в 1901 г. Лишневский вернулся в Петербург, где сразу же включился в работу.
Уже в 1902 г. он принял участие в конкурсе на проект Дома городских учреждений,
или Городского дома, и завоевал вторую премию
. Конкурсное проектирование в то
время для многих архитекторов было способом зарабатывать на жизнь: за призовые
места выплачивали крупные суммы. Но была и другая сторона: малоизвестный в
столице архитектор, добившийся успеха в конкурсе, становился известным. Так
произошло и с Лишневским.
До 1917 г. Лишневский создал более 100 проектов. Выступая в конкурсах без
соавторов, он неизменно занимал призовые места. Свою творческую активность
архитектор не растратил до почтенного возраста: и в 1930-е гг. был в числе самых
активных строителей Ленинграда. По словам Лишневского, по его проектам в общей сложности было построено более 80 зданий4
.
Первое же спроектированное для столицы здание - Дом городских учреждений - было построено в 1906 г. (Садовая ул., 55-57 / Вознесенский пр., 40-42). Высокое сооружение с угловой башней привлекает необычностью внешних форм. После завершения строительства была даже организована экскурсия для архитекторов
с целью обстоятельного осмотра здания5
.
Элементы разных исторических стилей были использованы в этом самом известном строении Лишневского. Островерхие башенки с окнами-бойницами и
скульптурное убранство - летучие мыши, звериные маски - напоминают о средневековой готике. Средневековые правила размещения скульптуры Лишневский применял и в других своих постройках. На доме И. Ф. Алюшинского (ул. Ленина, 32)
придавленные столбами дикие кошки злобно шипят, а испуганные коты с поднятыми хвостами прижимаются к стене. На собственном доме Лишневского (Лахтин-
ская ул., 24) по всему фронтону распластал перепончатые крылья демон. Готическая скульптура как бы приросла к конструкции, навек примирившись со своей несвободой.
Мотивы елизаветинского барокко отразились на фасаде дома А. Л. Сагалова
(6-я линия ВО, 47), декоративные черты «северного модерна» - в облике дома
Е. А. Рыбиной (Люблинский пер., 2 / Прядильный пер., 5).
Архитектурное оформление построек Лишневского отличалось разнообразием: не отдавая предпочтения какому-либо одному стилю, архитектор придерживался в своем творчестве эклектического метода.
Одной из сильных сторон Лишневского было его умение вписывать здания в
городскую застройку, не подавляя существующего окружения. Такая тактичность
очень важна в Петербурге, особенностью которого всегда была ансамблевость застройки.
Другой особенностью петербургского ландшафта были высотные доминанты,
оживляющие равнинный пейзаж. Угловая башня Городского дома продолжает эту
традицию. Лишневский не случайно выбрал для навершия башни мотивы барокко:
когда строился Дом городских учреждений, на Сенной площади возвышалась Успенская церковь, увенчанная барочным куполом. Другую свою угловую постройку - дом Ш. З. Иоффа у Пяти углов (Загородный пр., 24) - Лишневский украсил
башней, по силуэту перекликавшейся с куполами Владимирской церкви, стоящей
неподалеку.
Внимание Лишневского к стилистике существующей застройки ярко проявилось при строительстве домов, занимающих целый квартал на пересечении Чкаловского и Левашовского проспектов (Чкаловский пр., 31). Два эти здания, имеющие
общую брандмауэрную стену и общий двор, воспринимаются как единый комплекс. Выбор мотивов русского зодчества был подсказан стоявшей напротив церковью Алексия Человека Божия, в советское время перестроенной под заводской
корпус. Фасады домов украшены такими элементами как кубышки, аркатурноколончатый пояс, имитация каменной резьбы; в точности повторена форма закомар
храма. Жильцы этих домов, поднимаясь по лестнице, могли рассматривать здание
церкви ярус за ярусом. Выведение окон лестничных клеток на уличный фасад здания редко встречалось в Петербурге6
. Лишневский же в нескольких своих постройках использовал этот прием.
Следуя духу времени, Лишневский старался избегать дворов-колодцев. Ярким
примером этого может служить собственный дом архитектора (ул. Ленина, 41).
Выходящий на две параллельные улицы участок застроен по периметру, а въезды
во внутренний двор оформлены высокими арками, которые не запирались воротами
7
. Образуется своего рода улица, проходящая сквозь обширный жилой комплекс.
Лишневский включал в свои постройки отдельные архитектурные элементы
зданий, построенных его предшественниками. Например, арочные лоджии дома
господина Шика (Большая Зеленина ул., 29) повторяют подобные на фасаде дома,
построенного архитектором В. А. Щуко (Каменноостровский пр., 63). А мотив
трехарочной лоджии особняка М. К. Покотиловой архитектора М. С. Лялевича
(Каменноостровский пр., 48) использован в доме Марголиных
(наб. р. Фонтанки, 131).
Архитектура подвержена моде, поэтому не исключено, что домовладельцы
желали видеть на фасадах своих домов понравившиеся им композиции. А мастер-
ство Лишневского позволяло, с одной стороны, органично дополнить этими элементами облик возводимых зданий, а с другой - успешно конкурировать на строительном рынке города. Архитектор на первое место ставил интересы заказчика8
.
Загруженность работой нарастала год от года: в период с 1905 по 1912 г. по
проектам Лишневского в Петербурге возвели 9 зданий, а в последующие два года -
10.
Лишневский незадолго до революционных событий был назначен ответственным строителем Городской больницы имени Петра Великого. В 1920-е гг. он завершил формирование этого огромного ансамбля.
Многих архитекторов нараставший контроль государства над художественной
жизнью страны выбил из колеи: перестроиться было нелегко. Лишневский и в Советской России был востребован.
В архитектуре недолгий период конструктивизма уже в начале 1930-х гг. сменился поворотом к наследию классицизма. Если для принципиальных поборников
авангарда это означало творческую трагедию, то для многих ленинградских архитекторов возврат к традиции оказался естественным. Среди них был и Лишневский,
который, работая в Ленпроекте, занимается жилищным и школьным строительством. В 1934 - 1939 гг. по проектам его мастерской возвели 8 жилых домов и
7 школьных зданий.
Но краткий период конструктивизма все же отразился в творчестве архитектора. Жилой дом на Невском проспекте, 141 - первый проект Лишневского, осуществленный в Ленинграде. Здание построено «покоем», в соответствии с требованиями классицизма. Но на фасаде есть и явные черты конструктивизма: боковые
ризалиты включают в себя слегка повышенные объемы с обширной плоскостью
гладкой стены. Эти выходящие на главный фасад объемы напоминают конструктивистские башни. Впечатление усиливают сплошные вертикальные ленты остекления лестничных клеток, выведенных на главный фасад, облик которого дополнен
характерными для барокко окнами в пышном обрамлении. И спустя 20 лет после
революции Лишневский продолжал придерживаться в своем творчестве эклектического метода проектирования.
Тяготеющее к симметрии здание школы (Благодатная ул., 45) состоит из двух
повышенных объемов, соединенных протяженным корпусом. Вход, оформленный
пилонным портиком с «вставленным» в него лестничным пространством, размещен
в боковой части, вертикальная лента сплошного остекления объединяет оба этажа
лестничной клетки. С другой стороны центральный протяженный корпус завершен
двумя примыкающими друг к другу разновысотными объемами, словно врезанными один в другой. Конструктивистские черты выявлены не контрастно, приглушенно.
Когда архитектурное окружение требовало контраста, Лишневский действовал соответственно: здание школы (наб. канала Грибоедова, 76) выделяется монументальным портиком, который виден издалека. Угол другой школы (Батайский пер., 6) плавно срезан по дуге, образуя небольшую площадь.
Градостроительный подход к проектированию сохранился в творчестве Лишневского и в советский период. Особенностями архитектурного почерка мастера
оставались и эклектичность проектирования, и ансамблевость застройки. Дома архитектора Лишневского «удачны по массам», а фасады домов - просты и красивы,
сочетают два важнейших качества петербургской архитектуры - сдержанность и
выразительность

архитектура, евреи

Previous post Next post
Up