Оскар Самойлович Мещанинов (урожденный Иосель Шмуйлович) родился в Витебске 9 (21) апреля 1884 года. Его отец Шмуйла Юдов Мещанинов был купцом 2 гильдии, хотя дед - Юда Абрамов - принадлежал еще к мещанскому сословию. У будущего скульптора было шесть сестер и столько же братьев, среди которых Иосель был самым младшим.
ОСКАР МЕЩАНИНОВ Девушка с цветами. 1927. Камень. 139 × 61,5 × 64,5
-----------------------------------------------
Man with a dead child Miestchaninoff, Osсar , 1952
---------------------------------
Tête de La jeune fille au bouquet, 1924
Амшей Нюренберг. ОДЕССА ПАРИЖ МОСКВА Воспоминания художника:
Мещанинов
Среди русских скульпторов, совершенно слившихся с французской культурой,
имя Оскара Мещанинова - одно из самых ярких. Тонкий, чисто французский
вкус, острое чувство ритма и пластичности, большие знания ремесла
скульптуры (современной и музейной) - характерные черты его творчества.
Мещанинов принадлежит к группе неоклассиков (Майоль, Деспио, Бернар), в
лице которых он нашел своих первых учителей. Его работы не являются
«сколками жизни», он не копирует натуру, являющуюся для него только
трамплином. Его образы точны: они носят следы глубокого размышления. Его
типы и жесты скромны и благородны, а средства выражения, которыми он
пользуется, связаны не столько с характером и формой изображаемого лица,
сколько с характером и формой самого скульптурного материала. Его знания
музейной скульптуры (особенно готики) велики и строги и служат коррективом
в его медленном и упорном труде. Работы Мещанинова следует рассматривать,
прежде всего, как красиво обработанные массы камня и бронзы (влияние
Бернара).
***
В его понимании задач скульптуры чувствовалась большая строгая культура,
вызывавшая восхищение. Мы всегда верили его благородному и возвышенному
вкусу и удивлялись его безошибочным оценкам. Он недолго жил, но все
созданное им свидетельствовало о большом, крепко завоеванном творческом
опыте. Часто я себя спрашивал: откуда в этом витеблянине такая высокая
культура искусства?
Его ум, тонко отшлифованный парижской жизнью, меня покорял и согревал. Он
чувствовал не только современность, но и будущность, о которой он говорил,
как о настоящем. Его доброта покоилась на двух принципах: на чувстве сердца
и чувстве ума. Он любил людей всех видов и умел их завоевывать на долгие
годы.
***
Оскар Мещанинов родился в белорусском городе Витебске, городе, давшем
русскому искусству Шагала и ряд других интересных художников и
скульпторов. Первые уроки по скульптуре он получил в Одесском
художественном училище (1905-1906). В 1907 году он отправился в Париж, где
работал в школе декоративного искусства и мастерской известного скульптора
Мерсье. С этой эпохой связаны его первые серьезные работы и первое участие в
Салоне Национального общества. В 1911 году в Осеннем салоне появляются его
три головы, две из бронзы и одна из азиатского мрамора.
В это время он, под руководством оказавшего на него большое влияние Жозефа
Бернара, выполняет ряд ответственных декоративных работ. В 1914 году он
уезжает в Россию. Живет и работает в Петербурге и Витебске. По возвращению
в Париж в 1916 году Мещанинов со всей присущей ему энергией и волей
приступает к ряду задуманных им больших и сложных работ. Наступают годы
кропотливого и упорного труда. Появляются его ставшие известными камни и
бронзы. «Человек в цилиндре» (бронза) был выставлен в Осеннем салоне в 1922
году и обратил на себя внимание всего художественного мира Парижа. В этой
скульптуре поражает необычайное сочетание нагого тела с цилиндром. Такую
странность следует рассматривать исключительно как некий формальный
замысел. Контраст между формой цилиндра и формой тела - и организуемая
им гармония - вот главная идея автора. «Человек в соломенной шляпе»
(бронза) относится к периоду 1922-23 годов. «Девушка с букетом» (камень) -
следующая работа Мещанинова. Она была выставлена в Осеннем салоне в 1925
году и так же, как «Человек в цилиндре», пользовалась большим успехом. О ней
критика писала: «“Девушка с букетом” Мещанинова - искусство, от которого
веет истинным благородством».
В 1926 году Мещанинов совершил поездку в Индокитай. В последние годы
творческой жизни он страстно увлекался индусской скульптурой и готикой.
В 1928 году Мещанинов привез в Москву в дар Советской власти свою
скульптуру «Девушка с цветами». Работа находится в Третьяковской галерее.
О его творчестве написано много больших и малых статей во французских,
немецких и английских журналах. Некоторые критики (Рамбоссон) причисляют
Мещанинова к плеяде крупнейших мастеров современной Франции.
***
Разбогатев, даровитый скульптор построил себе на опушке Булонского леса
(Авеню де Пенн) двухэтажный особняк. Строил его знаменитый архитектор,
новатор Ле Корбюзье. Это, кажется, был первый особняк, построенный в
Париже еще непризнанным гениальным архитектором.
***
Мещанинов славился своим высоким вкусом и непотухающим жаром тонкого
коллекционера.Он собирал новейшую, часто еще не признанную прессой
живопись (это он открыл Сутина), индусскую скульптуру и восточную
майолику. Но все это не так сильно его волновало, как русская музыка. Он мог
долго, горячо говорить об огромнейшей душевной силе Чайковского,
Мусоргского, Стравинского и Прокофьева. У него была большая коллекция
пластинок русских опер, песен и романсов. Он любил заводить патефон и под
звуки старой и новой русской музыки лепить свои великолепные скульптуры.
Мещанинов дружил со всеми выдающимися скульпторами и живописцами
нашего времени и стремился привить им страстную любовь к русской музыке.
Чтобы ближе общаться с русской музыкой, он женился на талантливой
пианистке - дочери известного дирижера Купера.
Потрет Оскара Мещанинова работы Хаима Сутина. 1923-24г.
Портрет Оскара Мещанинова работы Амедео Модильяни 1916 г.
Портрет Оскара Мещанинова работы Диего Ривера 1913год.